tankist3 (tankist3) wrote in urb_a,
tankist3
tankist3
urb_a

Материалы по истории казахского народа


по версии казақского ученого Серікбола Қондыбаева (Манғыстау мен Үстірттің киелі орындары) изложенной в другом сайте похожей темы.
1320-1390 годах протяжение 70-80 лет просуществовало военное демократическое кочевое общество (казачество), без ханов (потомки Чингизидов) и эмиров под предводителем духовного лидера суфиского религиозного проповедника под именем Асан-Ата (Есен-Ата, Атаман) в районе бассейна рек Емба (Жем), Сағыз и Жайық. Эмир хромой Темур при противостоянии с ханом Токтамышем в 1391 году нанес сокрушительный удар казачеству. После разгрома, казачество распалось, и народ который был в казачестве ушедшие в Маңғыстау, Ок-Балкан и Туркмению сейчас в составе туркменского народа под названием рода - Ата. Род Ата имеет влияние у туркменов как род Кожа у казахов и является пришлыми (кірме). По преданию туркмен основал род-Ата Есен-Ата, у которого жена была қазақ, второе название (прозвище) Есен - Ата это Гөзлі - Ата (Ясновидящий, обладает даром предвидения) имел сыновей Нур, Убак и Омар. Ушедший на восток это народ Казахстана. В легендах казахов был человек ясновидящий, обладающий даром предвидения Асан-Қайғы, который разочарованный в ханах чингизидах ушел искать землю обетованную (Жерұйық) для своего народа, у него был сын под названием Абат (Абақ, Убак) который женился дочери султана Жанибека. Сами видите, идею казачества свата Асан-Қайғы использовали султаны Жанибек и Керей (султаны Жанибек и Керей основали Қазақское ханство 1465г.)
Мая гипотеза:
После разлива весной районы бассейна рек Емба (Жем), Сағыз и Жайык (Урал) был зеленым оазисом и идеальным местом кочевников для выпаса скотины. Асан-Қайғы нашел землю обетованную (Жерұйық) в районе этих рек. Старое название города Құлсары - Жерүй (Жерұйық). Думаю разливы в то время были внушительными, это сейчас другая ситуация после постройки многочисленных дамб и плотин на верху по течению рек. Емба (Жем) - по русский - корм; Жайық - разлив, Сағыз - жвачка. Ушедшие на север основали Яйикское (жайык) казачество, потом переименовала царица Екатерина в Уральское казачество. Яйикское казачество было продолжено в Кубанском и Донском казачестве... Народное название қазақов "Алаш" (Ч. Валиханов) и само название "Қазақ" (Ч. Валиханов, М. Тынышпаев) связаны с историей Младшего жуза. Также, в легендах қазақ-ов Асан-Қайғы (Асан-Ата, Ата-ман) прожил более века (более 100 лет) и некоторое время был советником (БИ) у чингизида султана Әз-Жанибека ( может быть советником был сын Асана – Абат ?) потом поссоривший ушел от него (может власть не поделил). Как говорится, сын продолжил деяние отца. В Маңғыстау, в Туркмении Есен-Ата и его сыновья Нур, Убак и Омар считаются «Аулие», места захоронения святыми. Произношение на туркменском - Ене, это по қазақский - Ана (Мать), как Есен - Асан, как Убак – Абақ - Абат. Во время правления амира Ногая до правления султана Қасыма (внук султана Жанибека-основателя Қазақской орды) роды младшего жуза (ногайлы елі) избегали правителей ТӨРЕ (Чингизидов) и правили родами в большинстве БИ (бей, бек,атаман) и совет старейшин (аталар) короче были свободными қазақами. При султане Қасыме и после правили уже ТӨРЕ-қазақи, БИ и совет старейшин правил частично. В Ман-қыстау есть созвучные святые места Ман-ашы, Ман-Ата, От-ман, Кара-ман-Ата, Ақ-ман, Ор-ман-бет-Ата и т.д. (в числе 362 аулие). Турк-мен (ман) - означает по туркменский Я-турк или по персидский (индо - германский) человек – турецкий, соответственно Ман-қыстау - означает по қазақский зимовка скотины или по персидский (индо - германский) зимовка человека. Я думаю сами догадались, что означает предводитель казачества – Ата-ман, также Ман-кент, Алма-аты, Аулие-Ата...В продолжение темы:
- Н.М. Карамзин. История государства Российского. Том 5 -
-Торки и Берендеи назывались Черкасами: Козаки - также… Более и более размножаясь числом, питая дух независимости и братства, Козаки образовали воинскую Христианскую Республику в южных странах Днепра, начали строить селения, крепости в сих опустошенных Татарами местах; взялись быть защитниками Литовских владений со стороны Крымцев, Турков и снискали особенное покровительство Сигизмунда I, давшего им многие гражданские вольности вместе с землями выше днепровских порогов, где город Черкасы назван их именем.- В первых упоминаниях тюркское слово «казак» означало «охранник» или наоборот — «разбойник». Также — «изгнанник», «авантюрист», «бродяга». Это слово часто обозначало свободных, «ничейных» людей, которые промышляли с оружием. Именно в этом значении оно и закрепилось за черкасами с примкнувшими к ним с середины XV столетия ордынскими казаками-христианами. Первые воспоминания о таких казаках датируются 1489 годом. По мнению Литвина, учитывая как привычно это обозначение употребляется в документах того времени, можно считать, что казаки - русичи были известны не одно десятилетие, по крайней мере, с середины XV столетия, возможно также, что у своих соседей из тюркоязычной среды запорожские казаки заимствовали не только название, но и немало других слов, примет внешности, организации и тактики, ментальности.
Мой размышления вслух:
Торки - по қазақский Туріктер, Берендей - по қазақский Беренді (челевек в колчуге), Черкасс-это есть род младшего жуза қазақов - Шеркес подразделения Байулы. Название народа Кавказа под именем Черкес заимствованы тоже от рода младшего жуза қазақов -Шеркес, потому что они (народ Кавказа) сами себя относят народу Адыгеи, тем более они народ оседлый не кочевой. Казачество управлялось кошевым Атаманом (көш Атаманы), это означает – «кочевой Дед я»- «кочевой старейший человек» - «кочевой старшина», как слова, применяемые в лексиконе қазақов: майталман, оралман, көрермен и т.д.
А. Нурмагамбетов --- Тюркская ономастика. Алма-Ата, 1984. С. 89-96.---
---//- "Во время знаменитого Ногай-хана были вызваны черкесы из Кавказа, и они расположились около города Рыльск, сами себя назвали казаками"…
Н.А. Аристов приходит к следующему предположению: "Можно подозревать, что и самое имя Черкесов принесено к подножиям Кавказа союзами тюркских родов того же имени". Судя по этому, в союзе тюркских родов или племен издавна существовал род под названием Черкес. Это подтверждают некоторые географические названия на территориях, некогда населенных тюркскими племенами. Например, правый приток реки Катунь, впадающей в Обь, называется Черкиш. Этноним Шеркес младшего жуза қазақов подразделения Байулы можно было бы связать с вышеприведенным названием реки Черкиш. Но обратимся к значению данного слова. В языке османских турков: саркаш - смелый, самовольный; бунтарь. По В.В. Радлову, слово заимствовано из персидского языка. К удивлению, в якутском языке: чаргас - смелый, резвый; - настороженный, у башкир: сэркэш - драчун." В казахском языке есть слово шәлкес - строптивый, упрямый, драчун подходящее и по звуковому составу, и по значению к слову шеркес, с разницей соответствия звуков р~л, присущей тюркским языкам. -//---
Мое дополнение:
в Венгрий (Нungaria) есть города: Нодшеркеш - Большой шеркес, Кишшеркеш-Малый шеркес. Хан младшего жуза қазақов Абылхайр в письме русской царице Екатерине писал, чтобы вернули исконные земли қазақов (Атамекен) на Кавказе и Кубани...
От рек Едил и Жайык до Карпат в одно время существовали страны тюрков (түрік) Кипчак и Хазарский каганат. Примерно в 740 году один из хазарских военачальников — бек Булан перешёл от веры Тәңір (тенгир) в веру Иудаизм (еврей). Хазарские каганы с этого времени уже были не полноправные правители, и правили уже беки (бей, би). Вера хазаров и кипчаков до Ислама было Тенгрианство и Иудаизм. Потом Кипчаки вытеснили из арены историй Хазар и заняли земли от Алтая до Карпат страна Дешти Кипчак. И рода, жившие на этих территориях, именовались попеременно под общим именем Хазар и Кипчак. Слово ҚАЗАҚ на қазақском, поизносится на русском языке КХАЗАКХ. Слова КХАЗАКХ и ХАЗАР одни и те же с разницей соответствия звуков кх(қ)~р, присущей тюркским языкам. Рода кочевые свободные, независимые от правителей (каганов и ханов), правили Би, Бек (Атаман) и совет старейшин (Аталар) всегда себя называли қазақ - кхазакх.
На қазақском хохол – кекіл - дословно чуб, носили подроски, знак бесстрашия (шалун, озорник, проказник), сейчас для украшения детей мальчиков;
так же не посылали и оберегали от опасных событий единственного в роду мужчину, отмечая косичкой айдар и серьгой на одно ухо, сейчас мальчика единственного в роду от сглаза;
улан-ұлан - дословно гвардеец - воруженный пикой конное войско (просторный, обширный, безграничный, беспредельный, бесстрашный)
В 12-14 веках основная группа алчына (байулы) занимала южные и юго-восточные русские степи. От них на юго-восток расположились 2 другие группы (каракесек и джетыру). Приведенные выше летописные даты показывают, что в конце 14 века алчыны составляли ядро полунезависимой орды чингисида Ногая, перед которым одинаково трепетали Южная Русь, Литва, Польша, Болгария, Сербия и даже более отдаленная Византия. В то время, как қазақи Старшей Орды совсем не знают Золотой Орды, а в Средней о ней кое-что помнят только кыпчакн и аргыны, все предания в былины алчынов говорят только о былой жизни Золотой Орды и ногаев. Что Младшая Орда входила в состав ногаев. не подлежит никакому сомнению; но этот интересный и сложный вопрос может составить предмет особого исследования. В памяти алчынов сохранялась предания о Тохтамысе, Едыге, о потомках последнего-Ысмаиле, Казы, Мусе, Ораке, Шах-Мамае, Ормамбете, при котором алчыны вышли из ногаев; еще в прошлом столетии қазақские певцы пели под аккомпанемент домбры старую знаменитую песню о бесконечных кровопролитных междоусобиях среди ногаев, завершившихся тем, что "дремучие леса загорелись и сто тысяч ногаев рассыпались". Эта песня, писал Чокан Валиханов, - "плач на раздвоение ногаев и казаков исторгает слезы у старых аксакалов". Известный поэт Мурат Монкин, умерший в 1906 году в очень образной песне "Уч-Кыян" также воспел бесславный конец Золотой Орды и национальную драму ногаев. В середине 15 века значительная часть алчынов была в подчинении Абулхаира, но ушла от него еще при его жизни из-за междоусобий в семье потомков Едыге.
Tags: Кавказ, Киев, казаки/казачество
Subscribe
promo urb_a june 20, 2014 14:13
Buy for 200 tokens
Поскольку от российского "СУПа", контролирующего livejournal.com, вполне можно и нужно ждать цензуры, в т.ч. и в такой форме, как безосновательное закрытие украинских блогов и сообществ, то должен уведомить вас, что в случае закрытия данного сообщества или вашего личного блога, вы можете вновь…
  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your IP address will be recorded 

  • 2 comments