necto_shuhrich (necto_shuhrich) wrote in urb_a,
necto_shuhrich
necto_shuhrich
urb_a

Categories:

Цивилизация болот.

Оригинал взят у necto_shuhrich в Цивилизация болот.

Дополнение к посту атиннарот

Андрей Леонов

Болото - «питомник» цивилизации
Образ болота как «питомника» цивилизации проистекает из глубокой «ностратической» древности и сочетается с представлениями о некой сакральной местности – прародины элиты человечества. Именно здесь находятся истоки древнейших представлений о Райской земле.

Болотные столицы Руси

Великий Новгород – столица северной Руси расположен на Приильменской низменности, на реке Волхов, недалеко от озера Ильмень (само название озера производное от корня «ильм», означающего «болото»). Этот город археологически изучен гораздо лучше других русских городов и его болотное происхождение не вызывает никаких сомнений. Особенностью новгородских бытовых построек является отсутствие землянок, широко распространенных в других городах. Это объясняется именно тем, что город расположен в низине, на влажных болотистых почвах. Соответственно, в Новгороде приходилось применять своеобразную дренажную систему осушения, для чего под домами и амбарами вкапывали бочки без дна с отводными трубами, по которым скапливающаяся вода стекала в отстойник, а потом в реку. Тем не менее, несмотря на дренаж, с ростом уровня почвы деревянная мостовая постепенно тонула в грязи. Старый настил наращивали за счет новой мостовой. В Новгороде открыто около 30 таких слоев, относящихся к Х – XVI векам [4]. Весьма красноречиво свидетельствует о болотистости Новгорода заметка в путевом дневнике Франциска Гундулича (1655 г.): «Здесь (в Новгороде) так много лягушек, что почти в каждом доме держат их до 200, делая их ручными».

Москва также являлась типично болотным городом. В «Хронографе Дорофея Монемвасийского» (XVII в.) излагается легенда о выборе места для Москвы среди топких болот: «И по создании храма того поехал князь великий Данило Иванович изыскивати места, где ему создати град престольный к великому княжению своему. И взя собою некоего греченина именем Василия млада и знающа зело и ведающа чему впредь быти. И въехав с ним во остров темен и непроходим зело, в нем ж бе болото велико и топко, и посреде того болота и острова узре князь великий Данило Иванович зверя превелика и пречюдна троеглава и красна зело. И вопросиша Василия греченина, что есть видение се пречюднаго зверя. И сказа ему Василий греченин: «Великий княже, на сем месте созиждется град превелик и распространится царьствие треугольное, и в нем умножатся разных различных орд люди, то есть прообразуют зверя сего троеглавого».

[Далее]


Сведения легенды насчет трехглавого зверя может быть и придумка, но про топкую местность изложено достоверно.
Вот как описывается раннее поселение на территории Москвы: «…вдоль реки здесь тянулись большие заливные луга, в густых лесах водились дичь и дикие пчелы, реки и озера изобиловали рыбой. Территория Москвы напоминала как бы небольшой остров среди дремучих лесов и болот, окружавших ее со всех сторон…» [5]. Низменная местность в старой Москве напротив Кремля между правым берегом Москвы-реки и её старицей (ныне Водоотводным каналом) со времени Средневековья было известно как древнее урочище «Болото». Вплоть до второй половины XVIII века из-за низких берегов эта местность затоплялась во время дождей и весенних паводков, обращаясь в непроходимое заболоченное место. Отсюда и название улицы Балчуг, происходящее от тюркского слова балчык – «грязь, болото, влажная земля». Другое крупное болото простиралось от подножия Кремля вплоть до нынешней Трубной площади, где сейчас расположились Большой и Малый театры, площадь Революции и Театральная (бывший Поганый брод). На берегу Козьего болота вырос Арбат. Можно также упомянуть Сукино болото, там где сейчас пролегает Шарикоподшипниковская улица. Именно на болоте, именуемом Кулишки, была в свое время выстроена Дмитрием Донским церковь Всех Святых в честь победы на Куликовом поле и в память о полегших там русских воинах. Всего же болот на территории нынешней Москвы насчитывалось не менее трех десятков. Франческо де Колло, бывший в Москве с дипломатической миссией, так описывает город: «окружность его — три с половиной лиги, и он по большей части расположен в болотах, так что значительную часть приходится проходить по деревянным настилам» [6] .
  Само слово «Москва» (маскава, маскува) в финно-угорских языках означает «мокрое, топкое место».  Название Москвы (а первоначально, до XIV века, город именовался Москы) и в других языках – древнерусском, современном словацком, литовском и латышском языках (общеславянский корень «моск» и балтийский – «mask») также означает «вязкий, топкий, болото, сырость». Таким образом, Москва, как и множество других мировых столиц, имеет в своем названии праоснову «болото».

Петербург – еще одна столица России – совершенно однозначно основан в соответствии с «болотной» традицией, поскольку ничем иным нельзя объяснить мотивы возведения столичного города на трясине, по полгода залитой водой и с постоянным риском больших наводнений.

Все эти болотные столицы Руси являются наследницами более древних русских преданий, в которых первым архаическим женским божеством считается Мать Сыра Земля. Сам этот образ трудно объяснить чем-либо иным, кроме как сакральной народной памятью о болотной прародине. Также отметим и знаменитый болотистый «Остров русов» из сочинений средневековых арабских географов, который «покрыт лесами и болотами, нездоров и сыр до того, что стоит только человеку ступить ногой на землю, как последняя трясется из-за обилия в ней влаги».

*************************

Болотные страны и регионы мира


Болотистой страной являлась и Московия, как называлось Русское государство в западных источниках с XV до начала XVIII века. Это отмечали многие дипломаты и путешественники той эпохи:
        «Вся страна болотиста и лесиста, отчего также и в этом краю путешественники не могут в точности определять расстояния по причине частых болот и извилистых рек». (Сигизмунд фон Герберштейн)
      «Страна их весьма обширна…. Поверхность ее — большею частию плоская и изобилует лугами, хотя летом во многих местах болотиста. Это происходит от того, что вся Московия пересекается большими реками, которые, поднимаясь от тающих весною снегов и разрешающегося льда, во многих местах поля превращают в болота, а дороги покрывают стоячею водою и глубокою грязью, непросыхащею до тех пор, пока реки сии, при наступлении новой зимы, не покроются опять льдом и болота не окрепнут от сильных морозов так, чтобы можно было безопасно ездить по оным». (Павел Иовий)
       «Московия, не смотря на обширность свою,весьма хорошо населена и так тщательно защищена на границах, что не только никто из служителей или рабов, но даже поселяне и вольные люди не могут выйти за пределы Государства, или войти в оное, без особенной Великокняжеской грамоты. Сему весьма много способствуют обширные леса и болота, которые, заграждая повсюду сообщения, вынуждают каждого держаться больших дорог, весьма бдительно охраняемых Княжескою стражею». (Альберт Кампензе)
       «Что касается, далее, устройства поверхности и качества почвы сей страны, Московии, то большая часть ее представляет дикую пустыню, покрытую кустарником и топкими болотами с гатями» (Георг Тектандр)


Болотные традиции цивилизации

Культ болотных обитателей

У многих народов встречается очень почтительное отношение к болотным обитателям, закрепленное в поверьях и легендах.
  Уже в Древнем Египте священной птицей считалась болотная цапля Бенну. Похожие представления о древней болотной прародине закрепились и у индейцев ацтеков, которые местом первоначального обитания своих предков считали легендарный Ацтлан, что переводится как «место, где обитают цапли». И у многих других народов болотная птица аист считается священной, – с глубокой древности эти птицы были носителями человеческих желаний и провозвестниками воли Богов.
Объектом культа выступают также жабы и лягушки. У большинства народов эти создания наделены массой положительных свойств и находятся под особым покровительством. С ними связаны многочисленные мифы, легенды, предания и поверья.
  Как уже отмечалось выше, и в болотистом древнем Новгороде существовал культ лягушек: «Здесь (в Новгороде) так много лягушек, что почти в каждом доме держат их до 200, делая их ручными» (Франциск Гундулич,1655 г.)

«Из грязи в князи»: болото и аристократия
Именно как следствие архаичной болотной «родословной» аристократии возникает такой «царственный» персонаж русских сказок как Царевна-лягушка...
****************
Считается, что титул «царь» происходит от сокращения римского титула цезарь. Но можно предположить и «болотную» этимологию. Титул «сар» или «шарр», обозначающий высшего правителя, имел хождение уже на Древнем Востоке (у ассирийцев и вавилонян). Еще до принятия титула «царь» по отношению к своим самодержцам, таким высшим титулом на Руси называли правителей Орды, – что является «перелицовкой» мусульманского титула «сарэ» (так, например, мусульманское купечество за поощрение торговли называло хана Батыя) [8]. Также и европейские монархи имели титул «сир» (а позднее и вся аристократия – «сэр»). Наиболее же древним применением титула «царь» можно считать имя древнеегипетского бога Сара/ Асара (по-гречески Осириса), который, в соответствии с античной традицией, считался цивилизатором всех обитаемых земель в архаичную эпоху становления цивилизации.


********************
Московский Кремль расположился на месте древнего урочища «Болото». И т.д.


ПЫСЫ Я просто плакалЬ. Так и хочется закричать " Народцы всех болот, соединяйтесь!

Tags: Российская_Федерация, генетика/генетыка, ликбез для имперастов, это все коньяк
Subscribe
promo urb_a june 20, 2014 14:13
Buy for 200 tokens
Поскольку от российского "СУПа", контролирующего livejournal.com, вполне можно и нужно ждать цензуры, в т.ч. и в такой форме, как безосновательное закрытие украинских блогов и сообществ, то должен уведомить вас, что в случае закрытия данного сообщества или вашего личного блога, вы можете вновь…
  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your IP address will be recorded 

  • 1 comment