istrind (istrind) wrote in urb_a,
istrind
istrind
urb_a

Category:

Происхождение русских с точки зрения антропологии

В который раз убеждаемся, как высоко оценивали российские ученые в XIX веке «классические исследования» графа А. С. Уварова мерянской земли и мерянских племен. Подобные оценки давали ученые всех научных направлений, так или иначе касающихся раскопок. «Классическими» исследование А. С. Уварова признавали историки (Н. И. Костомаров, П. М. Погодин, Д. А. Корсаков и десятки др), археологи (Л. П. Сабанеев, А. И. Кельсиев, К. Н. Тихонравов, Я. А. Ушаков и другие), антропологи (К. М. Бэр, Ф. П. Ландцерт, А. П. Богданов и другие).
Именно антропологи Бэр, Ландцерт и Богданов провели антропологические исследования черепов с мерянских могил и подтвердили достоверность выводов А. С. Уварова.

Так, академик К. М. Бэр, практически первый антрополог России, исследовав по просьбе А. С. Уварова два мерянских черепа из курганов села Доброва Владимирской губернии, сделал следующий вывод: «Сравнивая эти черепа с теми, которые есть у нас в анатомическом музее мне кажется весьма вероятным, что они принадлежат татарскому племени. Наибольшее сходство у них с черепами Казанских татар, потому что вид их и размеры почти совсем одинаковы. Следует, однако, заметить, что основа черепов некоторых татарских племен довольно близка к черепам финских племен, тогда как основа черепов других татарских племен очень мало отличается от монгольских, например ногайцев, киргизов и других.

Из этого можно заключить, что присланные черепа принадлежали какому-либо финском племени ... потому что в упомянутых черепах не замечено совсем никаких признаков монгольского происхождения, и если они и принадлежат татарскому племени, то такому, которое смешалось с финнами ... »[Богданов А. П. Меряне в антропологическом отношении: (Из протоколов антропологической выставки). — М., 1879., с.1] .

Это был первый случай исследования двух конкретных черепов с мерянских курганов. Абсолютно независимый эксперт, российский академик XIX века в исследуемых черепах не выявил малейших признаков славянского происхождения. Основным признаком принадлежности черепа славянском племени является его брахицефалия (широкоголовость). То есть продольно-широтный индекс славянских племен характеризуется преимущественно цифрой более 81 В то время как черепа, которые исследовал К. М. Бэр, имели главный показатель в пределах 55-74.И не выше! Черепа были долихоцефальни (длинноголовые).

Второй вывод, который напрашивается по исследованиям К. М. Бэра, - это сходство и родство мерянского (финкого) и булгарского (татарского) этносов. Очень ценная информация, потому что лишний раз показала обитания этих племен (народов) по соседству многие сотни лет. То есть финские племена жили рядом с булгарами еще в начале первого тысячелетия. А возможно, и раньше.

Антропологическими исследованиями мерянських черепов, по просьбе А. С. Уварова, занимался также профессор Ф. П. Ландцерт. Здесь надо заметить, что, направляя Ф. П. Ландцерту для исследований пять черепов с мерянских могил, А. С. Уваров не сообщил профессору район, в котором они найдены. Он хотел свои доводы подтвердить антропологическими выводами.

То есть профессор Ф. П. Ландцерт, собственно говоря, работал в слепую. Совершенно независимо. И вот какой вывод сделал еще один российский профессор во второй половине XIX века о черепа мерянских курганов: «Один череп вследствие сравнения размеров современного типа великорусского черепа вполне тождественен с этим типом. Другие черепа принадлежат к совершенно другому типу - долихоцефалия; это тем более примечательно, что современное население Киевской губернии, по трудам Коперницкий, является брахицефаличним»[Там же, с. 1].

И в этом случае не обнаружено останков славян в мерянских курганах. Однако труды К. М. Бэра и Ф. П. Ландцерта стали только первыми шагами большой исследовательской работы антропологов. Важную работу по исследованию мерянских курганов о вел А. П. Богданов. Он исследовал черепа мерянских могил сотнями. Поэтому его работы особенно ценны, поскольку содержат достоверную информацию. Его выводы не подлежат двойному толкованию.

А. П. Богданов отметил: «Наблюдения над антропологичной физиономикой установило, что во Владимирской и Ярославской губерниях, то есть в земле мерян, встречается чаще всего тип физиономий, известный под названием великорусский. Что касается меня, то я того мнения, что центр образования великорусского племени в его антропологических признаках лежал именно в губерниях Ярославской, Владимирской и отчасти Московской и Тверской, где первоначальное основное племя, из которого появились великороссы, меньше потерял ... свои основные черты »[Там же, с. 2].

А. П. Богданов, изучая и анализируя работы А. С. Уварова, пришел к выводу о проживании мерян на территории всей мерянской земли не только во время «первого периода захоронений», который охватывает VIII-XII века, но и во время второй эпохи захоронений, которая охватывает период «образования племени великороссов», то есть период XII-XVI веков.

Вот его выводы, сделанные на основании краниологичних замеров: «В курганах Ярославской, как и в Юго-Западной части Московской губернии и в губерниях Тверской и Владимирской, огромное преимущество имеет одно племя - длинноголовое, во многих местах сохранено почти в чистом виде» [Там же, с. 12].

И далее: «Чаще всего долихоцефальнисть (долгоголовость) наблюдалась при раскопках в Московской и Тверской губерниях, там, где могилы были простые и бедные» [Там же, с. 13].

Ценным выводом стали слова профессора о значительно большее распространение мерян и родственных с ними финских племен, чем предполагал, подавая свою «Карту мерянского земли», А. С. Уваров. Антропологические исследования подтвердили, что финские племена в VII-XIII веках занимали не только Московскую, Тверскую, Ярославскую, Владимирскую, Ивановскую и Рязанскую области, а практически все западные и южные области современной России: Смоленскую, Брянскую, Новгородскую, Ленинградскую , Тульскую, Калужскую, Орловскую, Курскую, Липецкую, тому подобное.

Финские племена - коренной этнос «великороссов». А. П. Богданов объясняет: «Таким образом, Ярославская, Владимирская, Московская, Тверская, Вологодская, Рязанская и Нижегородська губернии - это местности с мерянским населением, большим или меньшим, учитывая удаленность от центров Переяславского и Ростовского озер. Мы остановились на этом потому, что, за исключением губерний Вологодской и Рязанской, из которых у нас нет курганных черепов, из всех других мы имеем курганные черепа того же типа, как и распространенные мерянские.

Следовательно, и краниология, если не дает четкого указания на распространение мерян, то по крайней мере подтверждает добытое археологическим и лингвистическим путем. Разница лишь в том, что краниологический тип, свойственный преимущественно мерянскому населению, распространяется на Юг и Юго-Запад значительно дальше - до Черниговской и Киевской губерний, а на Северо-Запад и Запад вплоть до Минска, Новгорода и Олонецкой губернии. По Западной и Юго-Западной границе лингвистическая группа не совпадает с антропологической, но и граф Уваров утверждает, что южную границу и западную трудно определить археологически и лингвистически, а значит, здесь не существует, по сути, противоречий между добытыми результатами, а есть лишь некоторая подсказка со стороны краниологии »[Там же, с. 7].

Вывод антрополога А. П. Богданова, кстати, ставит крест не только на московском «славянском корне», но и на измышлении о «вятичах-славянах».

А. П. Богданов допускал возможность появления отдельных славян, как индивидуумов, среди мери. Вот его слова: «Если Славянский тип принимать короткоголовым (брахицефалы), то мерянская земля в курганный период лишь изредка заселялась славянами, к тому же не целыми поселками (потому что не было найдено группы курганов, где бы преобладали короткоголовые), а отдельмими семьями ... »[Там же, с. 13].

Обратимся к еще одной работе А. П. Богданова «Курганное племя Московской губернии». Она написана в 1865 году, то есть до появления книги А. С. Уварова. В своей книге А. П. Богданов высказал абсолютно независимые от А. С. Уварова мысли. Это очень ценно, потому что он занимался и археологическими раскопками, и антропологическими исследованиями останков, найденных в них.

Итак, открываем работу ученого: «Исследование курганов с антропологической целью в восьми уездах Московской губернии и немало раскопок, проведенных лично как мной, так и некоторыми лицами, пожелавших содействовать мне дали нам возможность сложить курганную коллекцию Московской губернии из 133 скелетов, из которых большая часть сохранилась весьма удовлетворительно»
[Богданов А. П. Курганное племя Московской губернии: (Из московских Университетских известий). — М., 1865. — № 3., с. 5].
И далее он пишет: «Раскопки курганов проведены были в уездах: Московском, Звенигородском, Можайском, Верейском, Подольском, Археологические исследования А. П. Богданова ценны тем, что они полностью созвучны с археологическими исследованиями А. С. Уварова и составляют с ними единое целое. Его антропологические исследования подтвердили, что все черепа останков мерянских курганов долихоцефальные (длинноголовые), как в центре «мэрских станов», вблизи озер Неро и Клещине (Переяславское и Ростовское), так и на западе и юге Московской губернии. Останки долихоцефалия содержат все могилы до Киевской земли IX-XIII веков.

Проведя огромную работу по измерению курганных черепов, А. П. Богданов писал: «Что мы можем обнаружить из исследования черепов, так и по изучению таблиц измерений для выяснения физического строения курганного племени? .. Во первых, общий обзор курганных черепов Московской губернии убеждает в единстве курганного племени, потому что почти все черепа имеют ярко выраженные известные признаки, характерные для этого племени, и видятся чрезвычайно подобными. Череп, если смотреть на него сверху и сбоку, довольно длинным и узким кем ... Особый признак курганного племени - определенно развита затылочная часть черепа. Эта характерная форма затылка, узость и длина черепа - основные особенности курганного племени.
Во-вторых, анализ числовых величин таблицы IV и их соотношений дает нам более определенный ответ по форме черепа ... На основании сказанного, я думаю, мы вправе сделать вывод, что типичный череп нашего курганного племени является субдолихоцефальний »(то есть длинноголовый)» [Там же, с. 16-19].

На всей территории Московской губернии «курганное племя» принадлежало к единому финскому этносу. Никаких «славянских довесков» не обнаружено. В завершение профессор сделал свои выводы о Московитах:
«В VIII-X веке (по крайней мере такое мнение тех археологов, по советами которых я мог пользоваться) в Московской губернии жило Курганное племя, вероятно, занималось скотоводством и охотой. Племя жило по Москве-реке и ее притоках и, возможно, только оно обладало всеми угодьями местности: если бы было несколько племен, то, не говоря уже о том, что не было бы такого единства в физической строении его, были бы ссоры, войны, и появились боевые курганы ... из 134 черепов, у меня, нет ни одного, на котором бы были следы ранения, следы битвы ... »[Там же, с. 21].

Далее он обрисовал портрет «великорусса» X-XII веков: «Племя было русое, скорее темно-русое, чем светло-русое, вероятно, с голубовато-серыми глазами и низким лбом. Вероятно, женщины с их ортогнатическом лицом и более мелкими чертами его  были симпатичные, но о мужчинах смело можно сказать, что они были очень не привлекательны со своими прогнатическими (выдвинутыми вперед) челюстями и зубами »[Там же, с. 22].

«Зубы в черепов очень стерты, и если принять, как возможную, то обстоятельство, предложенной по стертых зубов каменного века, то можно утверждать, что пища нашего курганного племени была твердая растительная, из корней и полусваренного, а может, и сырого  мяса »[83, с. 22].


О прогнатизме

Прогнати́зм (др.-греч. πρό «<движение> вперёд» + γνάθος «челюсть») — антропологический термин, обозначающий один из типов профилировки лица человека. Противопоставлен ортогнатизму.

Прогнатизм предполагает выступающие вперёд челюсти, кроме того, нижняя челюсть лишена подбородочного выступа[2]. Эти черты создают острый лицевой угол, который при прогнатизме составляет до 79,9°[3]. Подобное строение лица встречается в разных расовых группах, однако оно более характерно для негроидной расы и южных монголоидов[1].

Ортогнатизм-и-прогнатизм

Только череп, при этом, ещё узкий и вытянутый

Долихокефалия

Продолжение следует

Subscribe

promo urb_a Червень 20, 2014 14:13
Buy for 200 tokens
Поскольку от российского "СУПа", контролирующего livejournal.com, вполне можно и нужно ждать цензуры, в т.ч. и в такой форме, как безосновательное закрытие украинских блогов и сообществ, то должен уведомить вас, что в случае закрытия данного сообщества или вашего личного блога, вы можете вновь…
  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your IP address will be recorded 

  • 69 comments
Previous
← Ctrl ← Alt
Next
Ctrl → Alt →
Previous
← Ctrl ← Alt
Next
Ctrl → Alt →