Свидетель (svidetel) wrote in urb_a,
Свидетель
svidetel
urb_a

Category:

Шеф русской авиации великий князь Александр Михайлович.

Великий князь Александр Михайлович: покровитель русской авиации

Профессиональный моряк, окончивший Морское училище, совершивший в 1886 году кругосветное плавание, командовавший в том числе черноморским эскадренным броненосцем «Ростислав», именно он в 1909 году стал инициатором работы над созданием отечественной авиации. Тогда на заседании Императорского общества судоходства, на котором должны были обсуждаться вопросы финансирования восстановления русского флота после войны 1904–1905 годов, он обратился к его участникам с предложением вместо этого использовать средства комитета на создание воздушного флота.
«У нас же в России авиация лишь начинает делать первые шаги. Мы должны торопиться, чтобы не оказаться еще раз уязвленными благодаря неполности нашего вооружения. В будущих войнах не может быть победы без воздушного флота», — отметил великий князь.

Александр Михайлович родился 1 апреля 1866 г. в семье Великого Князя Михаила Николаевича, четвертого сына Императора Николая I, и Великой Княгини Ольги Феодоровны, урожденной Принцессы Баденской. Отец Александра в ту пору служил Наместником на Кавказе, где успешно подавил последние очаги антироссийских выступлений.

Александр Михайлович часто бывал за границей, где на лечении находился его отец. Однажды, в Биаррице, просматривая газеты, он обратил внимание на сообщение о перелете Блерио над Ла-Маншем. Интересуясь и раньше опытами в области авиации, Александр Михайлович оценил пользу от применения ее достижений в военном деле.
Испросив разрешение Николая II, Александр Михайлович вступил в Париже в переговоры с Блерио и Вуазеном. Они согласились предоставить аэропланы и инструкторов. Для финансирования авиационных начинаний Великий Князь решил, с одобрения жертвователей, использовать 2 млн. руб., собранные по всенародной подписке на строительство минных крейсеров после гибели Русского флота в Русско-Японскую войну.
Великий Князь отправил на учебу за границу несколько офицеров. Весной 1909 г. они окончили школу Блерио. В России к тому времени уже были сооружены 1-й аэродром и ангары. Состоялись показательные полеты.
Военный министр Сухомлинов и Великий Князь Николай Николаевич Младший, командующий войсками Гвардии и Петербургского военного округа, а в 1905-1908 гг. - председатель Совета государственной обороны, не видели решительно никакого смысла для армии от нового рода войск. Тем не менее Александр Михайлович продолжал создавать Российские ВВС.
Для подготовки военных летчиков открылись Севастопольская авиашкола, Офицерская воздухоплавательная школа, Гатчинская военно-воздушная школа, курсы при Институте инженеров путей сообщения и другие учебные заведения.
Уже в 1912 г. труды Великого Князя были отмечены в отчете Особого комитета: "Создание воздушного флота безспорно является историческим подвигом. Без преувеличения можно сказать, что Е.И.В. Великий Князь Александр Михайлович со своими ближайшими сотрудниками по организации воздушного флота положил в России твердое начало русской военной авиации...".
"Общий план организации воздухоплавания и авиации", представленный Великим Князем правительству в марте 1913 г., предполагал формiрование 63 авиационных отрядов по 6 самолетов в каждом. Благодаря старательным трудам Александра Михайловича к началу I Мiровой войны Российские ВВС имели на вооружении более 200 машин. Для сравнения можно сказать, что в это же время ВВС Великобритании насчитывали всего 70 самолетов, а Австро-Венгрии - 50.
3 января 1914 г. военные летчики получили особую униформу, что было внешним свидетельством признания права авиации являться отдельным видом вооруженных сил.
В первые месяцы Великой войны Александр Михайлович встал во главе всей авиации действующей армии. В апреле 1916 г. Великий Князь возглавил вновь сформiрованное Управление Военно-Воздушного флота. Его штаб разместился в Киеве. Обобщив накопленный опыт, Великий Князь составил и утвердил первый русский устав авиации - "Наставление по применению авиации в войне". Накануне февральской революции, как позже вспоминал Александр Михайлович, Российские ВВС пребывали в наилучшем состоянии и были готовы к новым боям. Начавшаяся революция не позволила реализовать имевшийся потенциал...
В 1894 г. Великий Князь женился на Великой Княжне Ксении Александровне, дочери Императора Александра III. Они имели семерых детей (все они впоследствии вступили в неравнородные браки, лишившие их потомство прав на Престол). Свадебные торжества омрачила безвременная кончина Императора Александра III. С новым Государем Николаем Александровичем Великого Князя связывало не только близкое родство, но и теплая дружба, возникшая между ними с первой встречи в Ливадии в 1875 г. и длившаяся 42 года. В отличие от некоторых Членов Династии, пытавшихся, используя родство с молодым Императором, оказывать на него давление, Александр Михайлович всегда оставался лишь верноподданным и полагал все возможные усилия на служение Трону.
Без преувеличения можно сказать, что Александр Михайлович был одним из наиболее близких к Царской Семье Членов Императорской Фамилии. Тем весомее сведения, сообщаемые Великим Князем об Их Императорских Величествах. В годы Великой войны Александр Михайлович решительно отметал подлые измышления против Государыни Александры Феодоровны: "Из всех обвинений, которые высказывались по адресу Императрицы, ее обвинения в германофильстве вызывали во мне наиболее сильный протест... Попытки найти источники этих нелепых обвинений приводили нас к Государственной Думе".
Вращаясь в высших сферах государственной власти, Великий Князь усматривал зловещие очертания "измены, трусости и обмана", о которых писал Николай II. В начале 1917 г. Александр Михайлович часто бывал в Петрограде, принимая участие в работе комиссии, выяснявшей нужды армии на следующие 12 месяцев. В один из таких приездов Великого Князя навестил председатель Государственной Думы Родзянко. Он обладал "целым ворохом новостей, теорий и антидинастических планов. Его дерзость не имела границ". Осмысливая события, происходившие в Петрограде, Александр Михайлович констатировал в письме Николаю II 25 января 1917 г.: "...правительство употребляет все возможные меры, чтобы сделать как можно больше недовольных... Мы присутствуем при небывалом зрелище революции сверху, а не снизу".
Накануне величайшей смуты не каждый мог увидеть все тонкости коварных кознодейств врагов исторической России, готовивших крушение Священной Монархии. В чем-то не избежал близорукости и Александр Михайлович, но он твердо верил, что "Россия без Царя существовать не может", и просил Николая II неизменно подбирать людей, "преданных монархическому принципу", которые должны составлять "одну голову, один разум, и одну волю". В то же время Великий Князь предостерегал Царя от опоры на капитал, т.к. он находится "в руках иностранцев и евреев, для которых крушение Монархии желательно - тогда не будет препятствий для их хищнических аппетитов".
Александр Михайлович был одним из немногих Членов Династии, находившихся в Ставке при прощании Императора с войсками. Николай II показал ему телеграмму Великого Князя Николая Николаевича с коленопреклоненной просьбой отречься от Престола и горько промолвил: "Даже он!". Александр Михайлович услышал, что "голос Царя впервые дрогнул". Надо сказать, что Великий Князь никогда не питал особых иллюзий в отношении Николая Николаевича. Он помнил его роковое участие в подготовке Манифеста 17 октября 1905 г., диктаторские претензии в начале Великой войны.
До весны 1918 г. Александр Михайлович пребывал под арестом в Крыму, пока туда не пришли немцы. На английском крейсере "Форсайт" Великий Князь покинул Россию. Он пытался использовать имевшиеся у него связи, чтобы обратить внимание держав Антанты на чудовищное положение их верной союзницы - России - под большевистским игом, но вчерашние союзники оставались глухи.
В изгнании Александр Михайлович не нарушил присяги Члена Российского Императорского Дома и был верен Главе Династии Государю Кириллу Владимiровичу.
Великий Князь Александр Михайлович скончался в 1933 г. в Рокбрюне во Франции.
Tags: не ставлю теги.
Subscribe

  • Контракты.

    Антонов продолжает работы по изготовлению четырез новых самолетов Ан-178-100Р и импортозамещению опытного образца.06.04.был заключен контракт с…

  • Для ВСУ и не только...

    Авиаконцерн Антонов планирует в 2021 г начать собирать четыре самолета Ан-178 и провести капитальный ремонт двух Ан-124-100 Руслан. запланировано…

  • Лед тронулся......

    В Хмельницкой области в Православную церковь Украины перешли 53 прихода Московского патриархата.По состоянию на 12 апреля в Православную церковь…

promo urb_a june 20, 2014 14:13
Buy for 200 tokens
Поскольку от российского "СУПа", контролирующего livejournal.com, вполне можно и нужно ждать цензуры, в т.ч. и в такой форме, как безосновательное закрытие украинских блогов и сообществ, то должен уведомить вас, что в случае закрытия данного сообщества или вашего личного блога, вы можете вновь…
  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your IP address will be recorded 

  • 0 comments