pavluchenkoluda wrote in urb_a

Category:

"Селёдка" АБО How much is the fish?

Всем известна характерная прическа запорожских казаков – стриженная наголо голова с длинным чубом, свисающим на одну сторону. Во-первых, насколько этот облик соответствовует действительному внешнему виду так наз. «украинцев»? Во-вторых, каково его происхождение?

Здесь нужно отметить, что данный чуб, который нынешние «украинцы» называют обычно разными терминами: оселедец, чуприна, был им совершенно не свойственен, а был отличительной особенностью конкретно запорожского казачества, чему есть немало свидетельств не только описательных, но и изобразительных, начиная с XVII века. Так что в этом вопросе сомнений нет – такой чуб имел место, не является легендой, однако был присущ лишь определенному кругу будущих «украинцев».

Но при этом большинство точек зрения строится на том, что чуб не являлся казачьим изобретением, а был для них приобретенным явлением. Но тогда возникает вопрос – откуда приобретенным? Конечно, велик соблазн привязать чуб к неким очень древним великим событиям.

Вспоминается описание гуннов, которое дает Прокопий Кесарийский (VI в. н.э.), приписывающий им ношение чуба. Но наиболее заметная фигура, которая обычно изображалась практически с «украинским чубом»  – Русский новгородский князь-воитель Святослав.  

Князь Руси Святослав Игоревич.
Князь Руси Святослав Игоревич.

Первое и единственное (!!!) указание в исторических источниках на наличие у Святослава подобного чуба – описание молодого Русского князя византийским хронистом Львом Дьяконом — «Вот какова была его наружность: умеренного роста, не слишком высокого и не очень низкого, с мохнатыми бровями и светлыми глазами, курносый, безбородый, с густыми, чрезмерно длинными волосами над верхней губой. Голова у него была совершенно голая, на одной стороне её свисал клок волос - признак знатности».  Других свидетельств об этом нет!!!

Объяснить такую особенность прически Русского князя были призваны разные версии, и наиболее известная – чуб был символом знатности у варягов. Впрочем, вероятнее всего, у князя Руси Святослава, как и у его предков варягов – была либо заплетенная косичка, либо прядь волос, как принято у викингов, которую потом стали трактовать как некий чуб.

 Гобелен из Байё варяги
Гобелен из Байё варяги
 Гобелен из Байё
Гобелен из Байё

Еще в римских источниках имеются свидетельства, что среди знатных жителей севера Европы характерна прическа, представляющая собой клок волос, который свисает с одной стороны. Эта традиция видимо не ограничивалась жителями Скандинавского полуострова, и была также распространена у Западных славян. Но, судя по всем описанием, такая прическа не имела ничего общего со знаменитым «украинским» хохлом.

Впрочем, поскольку Русский князь Святослав разгромил Хазарский каганат и прошел через народы Северного Кавказа, воевал с печенегами и другими тюркскими народами причерноморских и поволжских степей, некоторые исследователи видят происхождение его чуба в связи с этими походами.

Дело в том, что у тюрок, хазар, древних булгар, печенегов и прочих предков «украинцев» тоже был характерный чуб в качестве прически. Однако подобная версия представляется несколько натянутой. Неясно, зачем победителю принимать облик побежденных. 

Так что версия о признаке знатности, присущей варягам-Русь (а Русский князь Святослав был именно таковым) представляется более обоснованной.

Почему чубы утвердились у «украинцев»?

Однако, как бы там ни было, чуб Русского князя Святослава (если он вообще был) к чубам (хохлам) «украинцев» отношения не имеет. Хотя бы потому, что между ним и запорожскими казаками вообще не было никакой культурной связи. Достаточно сказать, что потомки Русского князя Святослава после него не были замечены с чубами.

Скорее всего, здесь, как и во многом другом у будущих «украинцев» было заимствование причёски у тюркских народов, с которыми казаки всегда контактировали (само слово «казак» — тюркского происхождения).

Многочисленные тюркские племена, населявшие Северное Причерноморье — нынешнюю Украину, сменявшие друг друга в числе своих причёсок имели похожую на чуб. Причем поскольку в то время элементы внешнего вида имели строго символическое значение, наличие такого чуба означало, что его владелец – свободный человек, Какулдар, что в переводе с фарси означает «Обладатель косы» (кaкул) ©Ал-Устурлаби

Какулдар (кaкул) ©Ал-Устурлаби
Какулдар (кaкул) ©Ал-Устурлаби

Поэтому вполне возможно, что казаки, занявшие близлежащие области примерно в XIV веке, наследовали и присущие тюркам символы. Тем более что и само название — «казак» также означало – «вольный человек». Именно это свое свойство казаки особенно подчеркивали, поскольку пополнение их рядов осуществлялось за счет прибытия прежде зависимого населения, для которого именно вольность была главным достоинством. Надо сказать, что представители тюркских народов, населявших Дикое Поле (нынешнюю территорию Украины) обширно участвовали в формировании казачества и, конечно, принесли с собой элементы своей восточной культуры.

Турецкие янычары
Турецкие янычары

Почему же чуб становится отличительным признаком именно запорожского казачества, а не, скажем, не далеко располагавшегося донского? Вполне возможно, ранее он был распространен и у донцов (об этом говорит сохранение у них моды на залихватский чубчик), но  в прежнем виде не сохранился.

историческая реконструкция Донского казака в кинематографии СССР
историческая реконструкция Донского казака в кинематографии СССР

А у запорожцев, будучи заимствованным у тюрок элементом внешнего вида, подчеркивающим вольное состояние владельца, со временем чуб сохраняет таковое свое значение уже в более формальном смысле. Уже с XVI века запорожских казаков принимает на службу польское государство (На Руси эта практика становится системной с XVII века, но по-настоящему утверждается с XVIII в.). Часть из них включается в так называемый реестр (реестровые казаки) с получением содержания из Русской казны.

Чуб становится форменным знаком казака, хотя конечно носили их не только реестровые, но и неофициальные казаки, которые, однако, стремились попасть в реестр. Это гарантировало им не только содержание, но и гарантию вольности. После перехода в подданство Руси реестр был сохранен, и даже расширен, что обеспечивало и сохранность чуба. Впрочем, это один из вариантов, объясняющих это явление.

То есть изначально чубы были характерной прической не «украинцев», а только лишь вольных казаков. Можно сказать, он был знаком, отличавшим казака от «холопа-украинца-гречкосея», дико презираемого казаками. Поскольку до полного воссоединения окраины с Русью русские в основном имели дело только с казаками, а настоящих будущих «украинцев-гречкосеев» просто игнорировали, этот фирменный чуб и стал наименованием всех «украинцев»– хохлы. Хотя есть и другие объяснения.

Был ли какой-нибудь практический смысл? Его иногда пытаются привязать к чубу. Дескать, удобно в походах (выбривание головы спасало кочевников от вшей, хотя непонятно как). Некоторые настаивают на сакральном смысле – некая связь с небом (???). А некоторые думают, что лишь вот для этого)))

Но гораздо более реальным было именно символическое значение вольности человека. Переход в казачество – свободное состояние символизировал и чуб – якобы символ вольности. И в этом своем смысле чуб и сохранился. Впоследствии он, как стереотип, был перенят у казаков и «украинцами», хотя настоящие казаки к этому явлению относятся резко отрицательно и к «украинцам» себя причислять до сих пор никак не хотят и чубы не носят.

promo urb_a июнь 20, 2014 14:13
Buy for 200 tokens
Поскольку от российского "СУПа", контролирующего livejournal.com, вполне можно и нужно ждать цензуры, в т.ч. и в такой форме, как безосновательное…

Error

Anonymous comments are disabled in this journal

default userpic

Your IP address will be recorded