istrind (istrind) wrote in urb_a,
istrind
istrind
urb_a

Categories:

Образование на Московии в XVII веке

Осознавая отсутствие училищ на Московии, Борис Годунов заставил нескольких юношей учиться богословию в университетах Запада, с тем чтобы по окончании они создали здесь школы. Однако ни один из них в Россию не вернулся. Оно и понятно, кто после Европы захочет возвращаться в этот свинарник.
Лжедмитрий I также мечтал создать в России школу, основать университет, в Думе он упрекал бояр за то, что те мира не знают, невежественны, детей грамоте не учат. Патриарх Филарет стремился создавать школы и училища при архиерейских домах. Н. Ф. Капте- рев писал: «Ничего похожего на старую Византию не представляла в этом отношении Москва. Она не знала, что такое наука и научное образование, она даже совсем не имела у себя школы и лиц, получивших правильное научное образование; весь ее образовательный капитал заключался в том, с научной точки зрения, не особенно богатом и разнообразном наследстве, которое в разное время русские посредственно или непосредственно получали от греков, не прибавив к нему с своей стороны почти ровно ничего. Естественно, поэтому первенство и главенство Москвы в православном мире могло быть только чисто внешнее и очень условное». Когда Никон заявил: «Я — русский, язык мой — русский, но вера моя — греческая», началась реформа церкви, исправление священных текстов греческим и киевским ученым монахам, что у многих в Москве вызвало недовольство.

Книжник и переводчик Арсений Грек (ок. 1610—1666) как «дидаскал» преподавал риторику, но был обвинен в еретичестве и заключен в Соловецкий монастырь. Патриарх Никон освободил узника и поручил ему исправления богослужебных книг, а также организовать обучение отроков в школе греческому и латинскому языкам. Адам Олеарий полагает, что именно Арсений основал греко-латинскую школу при Чудовом монастыре (1653), а до той поры в Москве не было училищ. Число учеников той школы оказалось невелико: москвичи не доверяли учителю.

Выдающийся просветитель, благотворитель Федор Михайлович Ртищев (1625—1673) создавал первые в Москве приюты, странноприимные дома, гостиницы для неимущих, открыл лечебницу в 1650 г. Ртищев основал училище при Спасо-Преображенском Андреевском монастыре в 1649 г., но его приглашению из Киева приехали Епифаний Славинецкий, Арсений Сата- новский, Феодосий Сафонович и Дамаскин Птицкий, монах Исаия, — они составили так называемое Ртищевское братство. Здесь обучали «языкам славянскому и греческому, наукам словесным до риторики и философии». Переведенное в Заиконоснасский монастырь училище послужило основой для создания Эллинско-латинской академии — первого высшего учебного заведения в России (1685).

Выдающийся просветитель, митрополит Петр Симеонович Могила (1597—1647) организовал при Киевской лавре в 1631 г. высшее училище «для преподавания свободных наук на греческом, славянском и латинском языках». Здесь обучалось около 100 учащихся. Лаврское высшее училище, объединенное с Киево-братской школой (1632), впоследствии именовалось Кисво-Могилянской коллегией (1633), азатем — академией (1701), ставшей важнейшим центром подготовки православного духовенства. Профессоров посылали повышать квалификацию за границу. По инициативе митрополита был открыт ряд учебных заведений в различных городах Украины, а также основана Славяно-греко-латинская академия в Яссах (1640).

Ученый, просветитель Мелетий Смотрицкий (в миру — Максим Герасимович) (1575 —1633) преподавал в Киевской братской школе (ок. 1615), автор трактата «Грамматики славенския правильная сунтагма по тщанием многогрешного мниха Мелетия Смотринского» (1618—1619, переиздания: 1629, 1638, 1648, 1721). По «Грамматике» дидаскалы преподавали русский язык в училищах и школах Московской Руси. Смотрицкий обнаружил ступени обучения: «Зри, внимай, разумей, рассмотряй, памятуй».

Подьячий и печатник Василий Федорович Бурцов-Протопопов (ум. в 1648) — автор «Букваря» (1634) — первого пособия для обучения грамоте, изданного в Москве. Составленный по образцу азбук Ивана Федорова, Букварь — учебное пособие с молитвами, наставлениями и притчами для обучения чтению. Второе издание букваря «карманного» формата (1637) — первая русская иллюстрированная Азбука. Одна из гравюр изображает, как дидаскал (учитель) наказывает розгами ученика, а также изображение классной комнаты училища. Этот букварь выдержал много изданий и пользовался заслуженной популярностью в России.

Филолог и проповедник, иеромонах Епифаний Славинецкий (ум. в 1675) но личному вызову Ф. М. Ртищева был приглашен «для риторического учения» в Москву в Чудовскую школу. Назначен руководителем группы переводчиков Библии с греческого на славянский язык (1674). Епифаний составил «Лексикон греко-славяно-латинский» и «Лексикон филологический» — свод толкований терминов Св. Писания, эти книги использовались для обучения. По поручению Ртищева, Епифаний перевел как «Гражданство обычаев детства» сочинение Эразма Роттердамского с дополнениями Рейнгарда Гадамарского «Civilitas morum Erasmi...», «Эразмовы правила», содержащее правила поведения детей дома и в общественных местах. Показательна глава «о игрании», где говорится о честной игре, о необходимости уступать в игре, об игре для «одного увеселения, а не для прибытка», о равенстве играющих, о проявлении качеств детского характера именно в игре. Славинецкий добавил указаний, он писал, игра служит детям для «утешения и отдыха разума, утомленного учением». В играх важно «самого себя победить... гораздо важнее уйти от упрямства, нежели добиться победы». Игру украшает «правильное веселье, быстрота, сообразительность».

В середине XVII в. на церковном соборе, осудившем раскол, вновь обсуждали настоятельную необходимость открытия школ, проблему о грамотности в среде духовенства. Решение собора: «Повелеваем, чтобы всякий священник детей своих научил грамоте».

Выдающийся церковный деятель, педагог и писатель — Симеон Полоцкий, в миру — Самуил Емельянович Ситнианович-Петровский (1629—1680). В 1664 г. царь поручил Симеону Полоцкому обучать молодых подьячих Тайного приказа в столичном Заиконоспасском монастыре. Новый дида- скал стал активнейшим деятелем создаваемого российского образования. Приехавшие в Москву на Собор 1666 г. по делу Никона восточные патриархи поручили Симеону произнести пред царем «орацию» о необходимости «взыскати премудрости», т.е. обустроить обучение в России. С 1667 г. Симеон Полоцкий был назначен воспитателем царских детей, для которых он написал сборник или педагогическую книгу для чтения, содержавшую нравственно-дидактические поэмы «Вертоград Многоцветный». Его активная просветительская деятельность оказала существенное влияние на развитие и становление российской педагогической мысли. Придворный воспитатель вовсе не ограничивался обучением одних лишь царских детей, стремясь широко распространять веру и образование в Московском государстве.

Ученик Симеона Полоцкого Сильвестр Медведев (1641 — 1691) - настоятель Заиконоспасского монастыря, где по указу царя организовал школу «латинского языка» (1682). Медведев представил царевне Софье на утверждение «нривилей» (проект устава. — Е.К.) о превращении школы в Эллинско-латинскую академию (1685), ставшей Славяно-греко-латинской академией в 1775 г. Здесь предлагалось обучать отроков разных сословий, а выпускников направлять служить с учетом пользы, «каковую они могут принести государству благодаря полученным знаниям». Однако после появления школы братьев И. и С. Лихудов при дворе возобладало «греческое направление» в образовании, а «латинским» планам Сильвестра не суждено было воплотиться. За участие в заговоре Ф. Л. Шаклови- того, Сильвестра лишили иноческого образа в 1689 г., пытали, год держали в монастыре и «за воровство и измену и за возмущение к бунту» казнили в 1690 г.>
Subscribe

promo urb_a june 20, 2014 14:13
Buy for 200 tokens
Поскольку от российского "СУПа", контролирующего livejournal.com, вполне можно и нужно ждать цензуры, в т.ч. и в такой форме, как безосновательное закрытие украинских блогов и сообществ, то должен уведомить вас, что в случае закрытия данного сообщества или вашего личного блога, вы можете вновь…
  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your IP address will be recorded 

  • 1 comment