tankist3 (tankist3) wrote in urb_a,
tankist3
tankist3
urb_a

п.г.т. Львов и его обитатели


Данный материал был написан сразу после Рождественских праздников, но публиковать решилась только «фрАза». Желающих насладится языком "оригиналов", отправляю туда.

Итак, Рождество Христово было отмечено во Львове не только традиционными сжиганиями языческих «дидухов», но и скандалом с хваленым «первым украинським» пивом (которое – «первое» – было вообще-то польским от немецкого пивовара). Напомним, гуманитарный советник президента Януковича Ганна Герман возмутилась использованием религиозных символов в рекламе пива «Львовское рождественское»: «Такой зачин, который идет из Львова – города, который всегда назывался духовной столицей Украины, является чрезвычайно вредным и недопустимым».

Насчет «всегда считался», Ганна Мыколайивна, мягко говоря, приукрасила. Хотя где-то с конца 60-х у части советской интеллигенции действительно распространилось представление о Львове, как некой культурной Мекке (образованщина ошибочно ассоциировала бывшую польскую провинцию с вожделенной Европой, а еще недавно крестьянское население городов этой провинции – с носителями «европейского духа»).

На переломе 80-х–90-х, когда львовская «спільнота» дала новый толчок движению «Прочь от Москвы» к, пусть хуторянской, но своей культуре, Галичину стали называть «украинским Пьемонтом». Официально статус «культурной столицы Украины» главный город «Пьемонта» получил в 2009 г., когда соответствующее решение принял Минкуль.

Насколько же обоснованы претензии галичан на роль гуманитарных советников не только президентов, но и прочего населения Украины?

Оказывается, требовательны жители прикарпатских городов не только к остальной – «несвидомой» – Украине, но и к своим – «понаехавшим» из окрестных сел. Во Львове последних называют «рогулями». «Есть такое хорошее львовское словечко, – поясняет местный литератор Юрий Винничук. – Во Львове рогулями называли жителей пригорода, которых от города отделяли рогульки, рогатки или же шлагбаумы на дорогах. Въезд на телегах в город разрешался только ночью, а на рассвете, продав свой товар перекупщикам, крестьяне и жители предместий покидали город. Итак, рогулями были простые необразованные люди, и когда кого-то хотели охарактеризовать, как человека недалекого, то называли рогулями».

Сегодня Винничук с горечью обнаруживает признаки проникновения рогулизма в городскую среду: «Настоящий львовянин… никогда не станет петь народные песни под памятником Шевченко средь бела дня в воскресенье. Это не по-львовски, не по-городски».

По мнению рокера Тараса Чубая (известного, правда только одной песней, и той – чужой) «рогулизм – это проявление самоуверенной малокультурности»: «Дух Львова выветривается из Львова именно потому, что осталось слишком мало настоящих львовян, которые могут ценить этот город как город, в котором жили их предки... Фактически Львов сегодня населяют бывшие крестьяне, которые, к сожалению, утратили сельское лицо и не приобрели городского».

Директор Львовского театрального фестиваля Ярослав Федоришин уверен, что «рогулизм прогрессирует»: «Культурному человеку иногда просто страшно становится во Львове… Поэтому культурные люди во Львове немного «потерялись». На обочину отошли».

«Мещане стали смешными, они так комично выглядят, передвигаясь любимым городом… Их туфли промокшие и ноги, пожалуй, смердят», – предполагает писатель Тарас Прохасько.

По наблюдениям основателя «Незалежного культурологічного часопису «Ї» Тараса Возняка «сущность многих львовян» выдает местопровождение ими выходных и праздников: «Большинство едут в село, к родителям, помогают им на огородах. Пуповина этих львовян – не во Львове». Истинные горожане, справедливо полагает Возняк, «не плюют себе же под ноги и не сорят в своих же подъездах».

Редактор ежегодника «Україна модерна» Ярослав Грицак считает, что «образ Львова как европейского города, присутствующий в сознании его жителей, скорее является декларативным, ностальгической реконструкцией золотого века, а не отражением новых европейских ценностей».

Как видим, корень зла львовские интеллектуалы видят «во вновь прибывших», которые оттерли неких истинных «граждан своего города» на обочину.

Но кто эти – «истинные», если учесть, что до «ненавистного» Пакта Молотова-Риббентропа город четыре с половиной столетия был польским и еще полтора столетия – польско-австрийским?

По переписи населения 1931 г. во Львове проживало 63,5% поляков (198 212 чел.), 24,1% евреев (75 316 чел.) и только 12% коренного галицийского населения, из которого 3,5% самоидентифицировались как русины, и лишь 7,8% приходилось на украинцев (лишь 24 245 чел. на трехсоттысячный город!)

Следовательно, украинским Львов (как и прочие галицийские города) сделал ни кто иной как Сталин – изгнав поляков (евреев совместными усилиями уничтожили бандеровцы и гитлеровцы), и, заселив селюками. Выходит, «истинные горожане», по которым тоскуют сегодняшние львовские интеллектуалы – те же «понаехавшие». Со всеми вытекающими. Т.е. с врожденным рогулизмом, который в советские времена сдерживался высокой планкой общественного порядка и постепенно вытравливался ВУЗами, укомплектованными профессорско-преподавательским составом с «большой Украины». Не успели. Ибо, как известно, интеллигентами становятся в третьем поколении.

Как именно квалифицированный персонал (т.е., носителей городской культуры) выдавливали в начале 90-х из города? Происходило это не только с помощью прямых угроз и шантажа (как в случае с моим хорошим знакомым, ставшим весьма успешным художником и поэтом-переводчиком в одной из европейских стран). Обратимся к воспоминаниям культового московского ди-джея Qzzaargh’a (более известного как Сергей Кузьминский – лидер «Братів Гадюкіних»).

– Кузя, что ты думаешь о своём родном городе, о Львове, после того, как взглянул свежим взглядом? – спрашивал его, побывавшего после долгого перерыва в родном городе, писатель Владимир Нестеренко.

– Больная тема для меня, кстати… Не хочется мне обижать людей, которые там сейчас живут. Они и сами понимают, что Львов переживает не лучшие времена. И лишний раз тыкать им это как-то некорректно, что ли. А те, которые этого не понимают – так этим вообще бесполезно что-либо говорить.

Но, конечно, жалко. Жалко всех этих милых львовских придурков – художников-поэтов-музыкантов и просто прибацаных (в оригинале другой эпитет, но я, где возможно, позволил себе немного видоизменить ненормативную лексику – думаю, сегодня меня покойный Сергий простит, – Д.С.).

Кто успел – свалил. Кто не успел – спился, сторчался. Остались единицы – типа Валеры Демьянишина, который уже лет двадцать по ту сторону добра и зла.

В общем, как-то по-дурному все вышло. Не надо было нас, детей и внуков оккупантов, из города выживать. Хороший получался все-таки замес - укро-кацапо-жидо-хачико – хрен поймешь какой. А сейчас что? Тоска одна.

– Можно поподробнее - как тебя выживали из Львова?

– Адольфыч, ну ты ж понимаешь, что никто никого на самом деле не выживал. Всё на уровне субъективных ощущений. Когда понимаешь, что лучше первым послать нафиг и сказать: «Жрите сами свое дерьмо», - а не дожидаться, когда тебя пошлют прямым текстом. Тем более, что не пошлют, а просто будут трахать мозг и с ухмылочкой наблюдать за тем, как ты мечешься и бьешься головой о двери.

– …Так ты потомок оккупанта? Батя был военным?

– Не батя – дед. В 44-м оставили рулить чем-то в комендатуре районной. Потом завод поднимал 125-й – имени Ленина, который усилители «Амфитон» делал на ширпотреб. А основная продукция была за семью печатями, тремя пропусками и первой формой допуска. Короче, как на Байконуре. Для космоса делали… Батя потом тоже на этом заводе работал. И я, месяцев пять. Там мне открыли глаза на Христа.

– Поделись мудростью.

– Работяги за бутылочкой, после смены рассказали: «Серёга, шоб ты знал, Христос был украинцем!» (как видим, учение об «Иисусе Галичанине» родилось в умах «не дуже грамотного, переважно робітничого елементу» задолго до того, как этот элемент стал профессорами бобиками, – Д.С.). Я от такого поворота офигел».

«Краяни» достойно «віддячили» лучшему львовскому рокеру за всю историю города. На похороны Кузи пришло не более ста человек – в основном, друзья и близкие. Оттого, как пишет очевидец, «похороны украинской легенды выглядели какими-то русскими».

Самая большая волна дискуссии вокруг явления «рогулизм» была поднята после вымышленного ненавистниками Дмитрия Табачника «его утверждения» о том, что «галичане — это лакеи, едва научившиеся мыть руки» (один из активных распространителей сего фейка – постоянный автор «Українського Тижня» Дмитро Калинчук уж года с два, как ищет для меня первоисточник данной «цитаты»). Владимир Корнилов тогда напомнил выдумщикам о реальном документе – «Слове к «незападенцам», размещенном на сайте «Федеративная республика Западная Украина»: «Мы точно знаем, что хотим свободной экономики с прозрачными и понятными правилами игры. Что, кроме остального, будет означать полный «капут» государственным дотациям, государственному управлению в частный бизнес, банкротство убыточных предприятий и ликвидацию статуса государства как гаранта социальных и материальных благ и льгот. Хотите ли того же самого вы? Мы не уверены. У нас еще жива память о частном хозяине — у вас ее просто нет. Откуда взяться?».

О том, что среди галичан может жить скорее память об их собственных недавних хозяевах, доктор Владимир Огоновский уже показал. А Корнилов не оставил камня на камне от мифа о том, что жители Донбасса, в отличие от их нынешних сограждан «индивидуалистах»-галичанах, якобы имеют врожденную страсть к коллективизму. Да и где было гоноровое галицкое «пренебрежение подачками власти», когда во Львове, в отличие от «совковых» Харькова и Донецка, именно государство (в лице «донецких»), а не местный «частный хозяин» строил европейский стадион? Иждивенчество галицийских «врожденных рыночников» – не сегодняшняя наша тема, но не могу не пройти мимо факта, изложенного в другой корниловской статье.

Президент Ющенко своим, не отмененным до сих пор, указом установил работникам Львовского университета двойную зарплату. Этим же документом для данного «выша» установлено соотношение количества преподавателей и студентов один к пяти, что для профессорско-преподавательского состава в остальных вузах Украины – предел мечтаний. Пикантность же ситуации в том, что ректором ЛНУ является Иван Вакарчук – министр образования в момент подготовки указа, наверняка, курировавший его принятие (но не будем лишний раз акцентировать на коррумпированности львовских «европейцев» – после «колядований» судьи Зварича в это верят разве что «найсвідоміші» экземпляры). «Уж наверняка факт дискриминации вузов тех областей-доноров, за счет которых содержатся образовательные заведения дотационных регионов, вызвал бы бурю возмущения в итальянском Пьемонте, – рассуждает автор о привилегиях для «Пьемонта» украинского. – Там проблему видят как раз в том, что, внося различный вклад в ВВП Италии и, соответственно, в бюджет, Север и Юг получают одинаковые средства на содержание своих учебных заведений. А у нас, для сравнения, только одна Донецкая обл. в прошлом году произвела 21,1% всей промышленной продукции Украины, а все три области Галичины вместе взятые, этот «украинский Пьемонт», — лишь 4,8%. Но почему-то преподаватель Донецка, вкалывая больше своего львовского коллеги, должен получать в два раза меньшую зарплату».

Но, может быть, эти привилегии заслужены? И никакой другой университет не внес столь весомый интеллектуальный вклад в развитие Украины, как львовский?

Постоянный автор «2000» Александр Сасовский сравнил достижения Харьковского и Львовского университетов: первый дал такие имена, как физиолог И.И. Мечников, физик Л.Д. Ландау (оба – нобелевские лауреаты), математики А.М. Ляпунов, М.В. Остроградский, В.А. Стеклов, химик Н.Н. Бекетов, историк Н.И. Костомаров, филолог А.А. Потебня (полный список – ЗДЕСЬ); второй – подобными именами даже в первом приближении не блещет. Разве что писатели (в т.ч. и нами выше прославленные), вакарчуки, и т.п. «діячі», включая Анна Герман, среди которых нобелевских лауреатов, искать уж тем более не приходится.

Впрочем, у последней еще есть шанс получить премию – хотя бы украинскую – за открытие того «исторического факта», что «Львов всегда назывался духовной столицей Украины».

А мы заочно выступим в качестве оппонентов.

Но – в следующей части нашего исследования означенного «феномена».
Subscribe
promo urb_a june 20, 2014 14:13
Buy for 200 tokens
Поскольку от российского "СУПа", контролирующего livejournal.com, вполне можно и нужно ждать цензуры, в т.ч. и в такой форме, как безосновательное закрытие украинских блогов и сообществ, то должен уведомить вас, что в случае закрытия данного сообщества или вашего личного блога, вы можете вновь…
  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your IP address will be recorded 

  • 8 comments