istrind (istrind) wrote in urb_a,
istrind
istrind
urb_a

Categories:

Влияние татар на жизнь русского народа Часть 7



Табор, атаман и бугай: тюркизмы в русском языке

Военное дело. Конь, вооружение и терминология, касающаяся до военной организации. Мнения военных специалистов

В XVI столетии при Иоанне Грозном татары в московском войске имели большой удельный вес. Так, например, в Полоцком походе 1563 года, в котором число участников достигало 32058 человек, татар было 5854 человека, что составляет 18,27% по отношению к общему числу всей полоцкой армии Иоанна. По подсчетам В. Снегирева, вообще армия И. Грозного имела  не более 60—65 тыс. человек и состояла примерно из 25 тыс. человек детей боярских, 10—15 тыс. татар, 20 тыс. стрельцов и казаков и 4300 иностранцев. Таким образом, татары в войске Иоанна Грозного составляли от 16,86% до 23,33%.

Говоря о влиянии татар на военное дело русских, А. Рихтер отметил, что лошади, конские уборы и весь воинский снаряд московитов стал татарским или монгольским; потом узды, седла, плети и все конские приборы были сделаны точно такие же, как и теперь у сих азиатцев. Эти слова Рихтера находят прекрасное подтверждение в восточных названиях различных предметов, связанных с лошадью, с вооружением и военной организацией, названиях, которые вошли или входили в состав русского языка при посредстве татар.

Таковы калмыцкое слово «мерин» — холощеный жеребец и татарское «аргамак» — порода кровных среднеазиатских лошадей. Употреблявшееся в XVI столетии в языке московитов татарское слово «бахмат» («пахмат») означало, по словам Герберштейна, особую породу коней. Тюркское слово «лошадь» (алаша), известное из Лаврентьевской летописи 6619 года (1111 год), вошло в  язык московитов еще в домонгольский период московской истории. Тюркскими являются и названия мастей лошади: буланый, бурый (перс.: бур — бурый, тюрк. серый), караковый, карий, каурый, чалый (тат. «чал» — седой), чубарый (тат. «чувар» — пестрый, чубарый), а также слова «табун» и «кумыс». Последнее слово, обозначающее кобылье молоко, было известномосковитам еще в XIII веке.

«Лошади, конские уборы и весь воинский снаряд древних русских стал татарским или монгольским». Фото Михаила Козловского

Сбруя верховых лошадей украшалась в старину медными бляхами, которые носили татарское название «чандар» или «чалдар», под седло лошади клали покрывало, которое называлось турецким словом чепрак или чапрак; вместо шпор всадник подгонял коня нагайкой, короткой плеткой, получившей название от татарского племени ногайцев; для защиты ног от трения о стременной ремень привешивался у седла четырехугольный отрезок кожи, который назывался татарским словом «тебенек»; деревянный остов седла носил татарское название «арчак» (тат. ингырчак — собственно «седелка»); от этого слова в современном русском языке сохранилась фамилия Арчаковские. Повод к уздечке до сих пор носит тюркское название «чембур» или «чумбур».(Русские фамилии тюркского происхождения)

Московитами  были заимствованы от татар и следующие восточные названия различных видов вооружения:

  1. Аркан — длинная веревка с подвижной петлей на конце, которую в старину употребляли не только для ловли лошадей, но и для поимки и пленения людей на войне.

  2. Бадана, байдана, бодана — доспех в виде рубах из плоских колец, длиною до колен, с рукавами до локтей и ниже (араб. «бадан» и «бадана» — кольчуга).

  3. Басалык — старинное название кистеня.

  4. Бахтерец, бехтерец — доспех из металлических пластинок, с разрезами на боках и на плечах; для застегивания имелись пряжки и ремни. (монг. и перс. «бехтер»).

  5. Бенд, бендь — плащи в округленных углах налучи и колчана, к которым прикреплялся саадачный пояс (перс. «бенд» — связь).

  6. Бутырлык или поножи — металлический доспех, закрывавший ногу всадника от колена до подъема (тур.-тат. «бутурлук» — поножник).

  7. Джид — старинный малый колчан только для трех стрел.

  8. Джирит — старинное метательное копье, дротик.

  9. Елман — расширяющийся конец острой сабли.

  10. Еловец, еловь — значок или лоскуток ткани, вставлявшийся в трубу на вершине шлема (тат. елоу — флаг).

  11. Кистень — старинное оружие, состоящее из тяжелого набалдашника на короткой ручке.

  12. Кобура — кожаный чехол для револьвера (тюрк. «кубур» — колчан; тур. кубур — футляр).

  13. Колчан — влагалище для стрел.

  14. Кончар, кончан, хонжар, ганчер — меч с длинным или четырехугольным клинком (перс. «ханджар» с араб.). Отсюда современное слово кинжал — название холодного оружия в виде обоюдоострого ножа.

  15. Кортик — короткий, узкий четырехгранный кинжал у флотских офицеров. Слово «кортик» также восходит к старинному русскому слову корда — «меч».

  16. Куяк — род доспеха из металлических блях, укрепленных на бархате или сукне. Куяки делались вроде кафтана с рукавами и полами и застегивались пуговицами или завязками. (монг. «х… к»).

  17. Мисюрка, шапка мисюрская — шлем, имевший вид черепа, подобно египетскому или арабскому (от араб. «Миср» — Египет).

  18. Сайдак, сагайдак, саадак — чехол на лук; лук в чехле и колчан со стрелами. У монголов этот прибор назывался «сагадах» и «саадак».

  19. Темляк — тесьма с кистью, навязывавшаяся на эфес сабли и шпаги.

  20. Томар — стрела, имеющая на конце не острие, а шишку, для охоты на соболей, куниц и горностаев (монг. «томара»).

  21. Тохтуй — кожаный чехол для лука (монг. «токтуй» и «доктуй»).

  22. Тюфяк — примитивная пушка, ружье (тур. «тюфек»).

  23. Юмшан и юшман — панцирь или кольчуга со вставными дощечками на груди и боках; имея разрез от шеи до колен, он надевался как кафтан и застегивался. Юмшан проник в Россию около времени нашествия татар (тат. «юшан» от перс. «джаушен»).

  24. Ятаган — восточная кривая сабля с обоюдоострыми клинками.

Русскими были заимствованы от татар восточные названия различных видов вооружения. Фото Максима Платонова

Восточные слова, относящиеся к военной организации в древней Московии:


  1. Атаман — начальник военного отряда.

  2. Буздыхан или буздуган — булава. У турок и татар буздыган означает воеводский жезл, у которого яблоко набито острыми гвоздями.

  3. Булава — жезл с шаром в верхнем конце, служил знаком гетманского достоинства.

  4. Бунчук — конский хвост на древке, как знак власти (паши, гетмана).

  5. Гайдамак — в XVII и XVIII веках украинский казак-повстанец.

  6. Артаул и ертоул — передовой конный отряд для разведок.

  7. Есаул — в старину помощник военачальника; в войске Донском — первое после атамана должностное лицо; до Октябрьской революции — обер-офицерский чин в казачьих войсках, соответствовавший капитану или ротмистру.

  8. Ура — военный клич. Марлинский объясняет это слово так: «ур, ура» — значит, «бей» по-татарски. Нет сомнения, что этот крик вошел у нас в употребление со времен владычества монголов, а не со времени Петра I, будто бы занявшего «hurre» у англичан.

    Хотя в татарском языке и есть слово «ура» в значении «окружай, обступай, охватывай со всех сторон», но надо признать более вероятным словопроизводство Марлинского от татарского военного клича «ур » бей», к которому невольно в пылу сражения присоединяется выход в виде звука а.

  9. Шестепер, шестопер — знак достоинства и военачалия, род булавы, у которой головка сделана в виде перьев стрелы. В начале XVI столетия шестоперы употреблялись как воинское оружие (перс. шешпер).

«Со времени покорения Московии монголами строй и образ действий  войск московитов приобрели уже почти совершенно монгольский характер». Гравюра из издания «Записки о Московии» Сигизмунда Герберштейна.

О татарском влиянии на развитие военного искусства у московитов говорит не только популяризатор исторических знаний Рихтер, но это подтверждают и крупные военные историки-специалисты. Так, генерал-лейтенант Н.С. Голицын, член военно-ученого комитета Главного Штаба и Шведской Академии военных наук, в своей «Русской военной истории» неоднократно отмечает влияние монголо-татар на военное дело московитов. Это влияние он описывает такими словами: «Со времени покорения Московии монголами строй и образ действий русских войск приобрели уже почти совершенно монгольский характер. Войска сражались уже почти исключительно конными, в строю разомкнутом или рассыпанном, то наступая, то отступая, либо действуя рукопашным оружием в сомкнутом глубоком строе, стараясь победить численным превосходством сил».

Как у монголов было принято деление войск на десятки, сотни и тысячи с соответствующими начальниками этих отделений, так и в русской армии монгольского периода мы видим подобное же деление, возглавляемое десятками, сотниками (или сотенными головами) и тысяцкими.

Со времени Тамерлана (1337—1405) татары стали строить свои войска во время боя в следующем порядке:


  • Аванпосты правого и левого крыла

  • Авангард

  • Левое крыло

  • Правое крыло

  • Резерв

Подобно этому боевому построению московитов также стали делить свое войско на следующие полки:


  1. сторожевой или передовой

  2. большой (главные силы)

  3. полки правой и левой руки (фланговые)

  4. затыльный или засадный (арьергард).

В походе впереди и по сторонам армии шли сторожи — легкие конные разведывательные отряды; за ними следовал сторожевой полк, затем по порядку полки правой руки, большой, левой руки и затыльный.

Военный писатель, генерал-майор генерального штаба М.И. Иванин, посвятивший завоеваниям монголо-татар при Чингисхане и Тамерлане специальный труд, высоко ценил военное искусство татар. Он говорит: «Полчища монголо-татар не были нестройной ордой… войскам была дана правильная организация… войска эти имели такое же превосходство перед современным им ополчениями, как ныне регулярные войска перед азиатскими и африканскими толпами воинов. Это показывает, что управление Чингизидов в первое время было полезно и для подданных и что Чингизиды по образованию были выше своего века».

Победу Дмитрия Донского над войском Мамая на Куликовом поле, как известно, доставил резервный отряд двоюродного брата Дм. Донского князя Владимира Андреевича, который был расположен в засаде. «Мысль о резерве, — говорит Иванин, — вероятно, была заимствована Дмитрием Донским от монголо-татар».

Реставрированный план Куликовской битвы И. Афремова (wikipedia.org)
Продолжение следует

"О татарском влиянии на жизнь русского народа. Часть 5"
"Откуда пошло выражение "Бить челом"
"о татарском влиянии на жизнь русского народа (Ч. 1)"
"о татарском влиянии на жизнь русского народа (Ч. 2)"


"о татарском влиянии на жизнь русского народа. Часть6"

Subscribe

Recent Posts from This Community

promo urb_a june 20, 2014 14:13
Buy for 200 tokens
Поскольку от российского "СУПа", контролирующего livejournal.com, вполне можно и нужно ждать цензуры, в т.ч. и в такой форме, как безосновательное закрытие украинских блогов и сообществ, то должен уведомить вас, что в случае закрытия данного сообщества или вашего личного блога, вы можете вновь…
  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your IP address will be recorded 

  • 11 comments

Bestsevibor

August 17 2019, 10:53:58 UTC 1 year ago

  • New comment

Recent Posts from This Community