mysliwiec (mysliwiec) wrote in urb_a,
mysliwiec
mysliwiec
urb_a

ШЕПТИЦКИЕ — УКРАИНСКО-ЕВРЕЙСКИЕ ОТНОШЕНИЯ.


Брати Шептицькі: митрополит Андрей зліва, та ігумен Климентій праворуч

В истории еврейско-украинских отношений много разных страниц: страшных, смешных, странных, благородных.
Хочу рассказать об одной из них — семья Шептицких и катастрофа еврейства.

Вначале о самом знаменитом представителе семейства.
Граф, Роман Мария Александр Шептицкий родился 29 июля 1865 года в поместье Прилбичи Яворовского уезда. Их старинный род уходит корнями в эпоху Даниила Галицкого. Поколения жили веками под властью шляхетской Польши, впитав ее культуру. Позже Галиция отошла к габсбургской Австро-Венгрии.
1 октября 1883 года Шептицкий, в соответствии с семейными традициями поступил в австро-венгерскую армию, но по причине слабого здоровья через несколько месяцев оставил службу. В 1888 году окончил юридический факультет Вроцлавского университета, получив степень доктора права (во время учёбы ездил в Италию, где был принят папой, Львом ХIII, а также в Киев и Москву, где общался с философом Владимиром Соловьёвым и представителями украинского национального движения). Но вскоре после окончания университета принял монашество с именем Андрей, вступив в орден Святого Василия (базилиан). С этой метаморфозой связана история не сложившейся армейской карьеры — во время тяжёлой болезни (скарлатина сопровождавшаяся заражением крови) у Андрея было видение и он дал обет в случае выздоровления стать священослужителем. Учился в иезуитской семинарии в Кракове, получил степень доктора теологии в Ягеллонском университете (Краков) в 1894 году. С 17 декабря 1900 года (и до своей смерти 1 ноября 1944) — митрополит Галицкий, архиепископ Львовский и епископ Каменец-Подольский.
Шептицкий также являлся политической фигурой — был депутатом Галицийского Сейма и Венского Парламента (пожизненный член Палаты Господ).
Осенью 1908 года митрополит Андрей нелегально въехал в Российскую империю и посетил подпольные униатские общины в Петербурге и Москве. Во время Первой мировой войны, когда после Галицийской битвы Львов был занят русскими войсками, Шептицкий остался в городе, со своими прихожанами.
19 сентября 1914 года был арестован русскими военными властями за антироссийские проповеди и выслан вглубь Российской империи. Находился в ссылке в Киеве, Новгороде, Курске, а затем в почетном заключении в Спасо-Евфимиевском монастыре в Суздале. Вскоре после Февральской революции освобождён Временным правительством по предложению министра юстиции Керенского. В конце 1917 года вернулся во Львов. После окончания Первой мировой и распада Австро-Венгрии поддерживал идею независимой Западной Украины, за что арестовывался уже польскими властями.
Следует обратить внимание на давние и глубокие связи Шептицкого с евреями. Будучи еще 20 летним, Андрей Шептицкий выучил древнееврейский язык, свободно читал ТАНАХ на языке оригинала, а позднее вел переписку с раввинами, лидерами еврейской общины. В 1905 - 1906 годах, когда Шептицкий во главе группы паломников дважды посетил Святую землю, он издал путеводитель по христианским святыням, с картами и подробным описанием. Знание иврита очень помогло его сближению с евреями и пониманию еврейских традиций. Во время «Дела Бейлиса», в октябре 1913 года, Шептицкий публично опроверг кровавый навет на евреев:
“Могу определённо заявить, что мне лично ничего не известно из общей еврейской религиозной науки, что могло бы послужить основанием ритуальной теории.”— «Киевская мысль», 23 октября 1913. — С. 8,
Более того, Шептицкий был готов приехать в Киев, в качестве свидетеля защиты и эксперта по религиозным аспектам дела. Но сама одиозная фигура митрополита и еретика (с точки зрения официальной РПЦ), и его связи с евреями сделали такой шаг неприемлемым для инициаторов процесса. В 1903 году Шептицкий основал целую систему монастырей студитов, открыв при них школы, больницы и дома сирот. Позже эти монастыри сыграли важную роль в спасении евреев.
Шептицкий был последовательным противником СССР и коммунистов, под чьей властью находилась вся Восточная Украина. Голодомор (искусственный голод организованный властями СССР на территории Украины в 1932-1933 годах повлёкший за собой гибель от 2,4 до 7,5 миллиона человек) стал для митрополита ещё одним доказательством бесчеловечности коммунистической идеологии и диктатуры Сталина. Это отношение к Советам окрепло, когда Львов на два года оказался в составе СССР. В июне 1940-го Шептицкий обратился с письмами к Сталину и Хрущёву, протестуя против пропаганды безбожия в школах Украины. Приход немецких
войск митрополит (как и многие жители “присоединённых земель”) расценил как освобождение от коммунистического гнёта и возрождение независимой Украины. В обращении "К украинскому народу", митрополит заявил: "В лице германской армии мы видим избавителя от врага".
События последного периода жизни митрополита Шептицкого (1939 - 1944) до сих пор остаются предметом ожесточённых споров и многочисленных дискуссий. В общем обвинения сводятся к нижеследующим, основным пунктам:
1. Поддержка Германии в войне с СССР и активное сотрудничество с немецкой оккупационной властью.
2. Поддержка украинского националистического движения.
3. Будучи одной из ключевых фигур Украины, митрополит не помешал и не остановил еврейские погромы лета 1941-го и геноцид евреев в целом.
4. Благославил создание дивизии Ваффен СС “Галичина”.
Ну что же, попробуем разобраться с этими пунктами.
№1 — Галичина, многие годы боровшаяся за независимость от Польши, затем от Австро-Венгрии, затем опять от Польши, в 1939-м, была по сути проиграна нацистами в карточной игре с коммунистами. 2-х летнее правление сталинской тирании в крае было хоть и коротким, по сравнению со всеми другими, но невероятно кровавым. Посему приход германских войск в 1941 абсолютно справедливо расценивался украинцами Галичины как избавление.
Как показали предідущие события (оккупация австро-венгерского Львова русской армией во время 1-й мировой, присоединение его к Польше после польско-советской войны) митрополит Шептицкий не бросал верущих на произвол судьбы. Именно поэтому он оставался в своей резиденции во времена политических переломов, волей-неволей ведя дела со всеми администрациями.
Первый немецкий губернатор Галичины Карл Лаш (1941) во время своего весьма краткого руководства (3 месяца) в основном занимался административно-экономической деятельностью (а конкретно воровством в крупных размерах, за что был арестован и расстрелян), то сменивший его, Отто Вэхер (1942-1944) делал упор как раз на военно-политическую деятельность. Именно в период 1941-1942 гражданская позиция Шептицкого (письма Гиммлеру [декабрь 1941-го и февраль 1942-го] с протестом против уничтожения еврейства Галичины и обращение к пастве с проповедью „Не убий“, написанной под влиянием прошедших незадолго до этого акций, в результате которых из Львовского гетто были отправлены на смерть десятки тысяч евреев) навлекла на митрополита гнев Берлина. Сам Гиммлер хотел арестовать Шептицкого, но Вэхеру удалось убедить своего шефа “…не делать этого, что бы не вызывать гнев украинцев, и не подвергать риску жизнь солдат Вермахт, находившихся в Галиции в относительной безопасности…”. А параллельно, Вэхер вместе с бывшими офицерами Украинской Галицийской Армии (существовала в 1918-1921 годах, кстати отец Степана Бандеры, Андрей, служил в ней армейским каппеланом) Альфредом Бизанцем и Ганцем Кохом попытались "урезонить" непокорного пастыря, но получили такой ответ, что даже обиделись на неуважительное отношение потомственного аристократа.
Стоит отметить, что Отто Вэхер очень положительно относился к украинскому национальному движению и Украинскому государству , что не вызывало большого одобрения у начальства. В большинстве, руководство рейха особой симпатии к украинскому национальному движению не испытывало...
№2 — В отличии от младшего брата, Станислава, (генерал-майор австро-венгерской армии и генерал-поручник Войска Польского, окончательно склонившегося к полонизации после 1-й мировой), Андрей Шептицкий изначально осознавал себя украинцем и стремился добиться независимости для Украинского государства. Как аристократ и прелат, митрополит старался вести эту борьбу мирно, парламентарно и бескровно. Не его вина, что 20-й век маргинализировал всех и вся...Кстати его неприятие террора как инструмента, достаточно долго мешало взаимопониманию митрополита и ОУН.
Раскол на ОУН(Бандера) и ОУН(Мельник) вообще сильно расстроил Шептицкого, потому что для него было важно единство нации. Ещё один момент — Андрей Мельник, офицер австро-венгерской и армии УНР, был лично знаком и дружен с митрополитом, а декларируемая бандеровским крылом непримиримость к противникам Украинской государственности склоняла миролюбивого пастыря к ОУН(M). Кроме этого, объявленная ОУН(Б) война Германии, после ареста руководства фракции, заставляла митрополита опасаться широких репрессий нацистов против украинцев в целом.
№3 — Как упоминалось выше, митрополит Шептицкий ещё с юности относился к евреям весьма благожелательно. В отличии от Восточной, Центральной и Южной Украины, где еврейские
погромы в конце 19 и начале 20 веков были достаточно частыми явлениями, в Галиции до 1939-го года еврейский вопрос не стоял очень остро, более того, митрополиту Шептицкому, как лидеру одной из мощных христианских конфессий приходилось в сотрудничестве с равинами разбирать вопросы увеличивающегося количества межрелигиозных, смешанных браков.
Маховик национальной вражды был запущен оккупацией Западной Украины сталинскими войсками. Насильное осовечивание Галичины опиралось как на "привозные" коммунистические кадры (и еврейские и украинские) так и местные. Когда немецкие войска вошли во Львов, были открыты тюрьмы НКВД. Представшая взору ужасающая, кровавая картина была в полнейшей мере использована нацистами в пропагандистко-провокационных целях, направив гнев толпы на еврейское население города. Занятый в это время переговорами с ОУН (помимо всего прочего) о провозглашении Независимой Украины, митрополит не был в состоянии предотвратить начавшийся погром, всё что он смог — это осудить насилие. Далее последовали упоминавшиеся письма Гиммлеру и проповедь "Не убий"...но помимо слов были и дела, много добрых дел вместе со своим младшим братом Казимиром — граф Мария Казимир Шептицкий родился 17 ноября 1869 в поместье Прилбичи Яворовского уезда на Львовщине. Учился в университетах Мюнхена и Парижа, в 1892 году получил степень доктора права в Ягеллонском университете (Краков). Одновременно окончил Институт лесничества. Работал адвокатом, помогал отцу управлять семейными имениями, как и старший брат Андрей, являлся членом галицкого сейма, а в 1900-1907 годах был депутатом австрийского парламента, соавтор «Общего австрийского закона о лесах». Автор работ по вопросам сельского хозяйства, председатель Галицкого лесничего общества. В 1907 году отошёл от политической деятельности, занялся хозяйственной работой в имении, где построил церковь для греко-католиков. Как и старший брат сделал крутой поворот в жизни — в 1911 году поступил в бенедиктинский монастырь в Байроне, в 1912 году перешёл в греко-католический монастырь Студийского устава в Каменице (Босния), где принёс монашеские обеты и получил имя Климент. В дополнение к светскому, получил богословское образование в университете Инсбрука. Являлся настоятелем Студийского монастыря, находившегося в Униве, с 1926 года — игумен Свято-Успенской Уневской лавры. В 1936-1937 годах, совместно с митрополитом Андреем Шептицким, составил устав для монахов-студитов, известный под названием «Типикон». Участвовал в основании женского студитского монастыря в Якторове, монастыря в Канаде. Был членом Богословского научного общества, читал лекции в университете Инсбрука. С 1937 года жил в Львове, помогал своему брату в управлении церковью. С 1939 года — руководитель Украинского католического института Церковного объединения имени митрополита Рутского. В 1939 году митрополитом Андреем был тайно назначен греко-католическим экзархом Апостольского экзархата России и Сибири.
Когда митрополит Андрей дал указание прятать евреев в церквях, монастырях и сиротских приютах, содействуя их спасению, то первым помощником его стал Климентий Шептицкий.
По сведениям раби Давида Кахане (не путать Меиром Давидом Кахане!), ставшим в последствии главным равином израильских Военно-воздушных сил и Курта Левина, сына главного равина Львова, во время 2-й мировой, митрополит Андрей и архимандрит Климентий Шептицкие спасли около 300 еврейских детей, а также прятали ценные еврейские документы. Помимо самих братьев Шептицких, более чем 240 украинских священников и монахов рисковали собственными жизнями спасая еврейских детей. Митрополит Андрей, в своей резиденции прятал 15 евреев.
После многочисленных просьб, за своё участие в спасении евреев, Климентий Шептицкий был в 1995 году признан в Израиле Праведником Народов Мира. Логично было бы присвоить такое же звание его брату и руководителю, митрополиту Андрею, но…
В 1963 году раби Давид Кахане рассказал в "Яд Вашем", что в годы Катастрофы его спас украинец в городе Львове. Спустя три года в "Яд Вашем" была подана официальная просьба воздать положенную почесть спасителю — присвоить звание “Праведник Народов Мира” украинцу Андрею Шептицкому. Начиная с первого обсуждения в 1967-м и к великому сожалению, до сих пор (2016) Андрею Шептицкому "Яд Вашем" так и не присвоил звание Праведника.
Когда в 1981-м в Израиле состоялось голосование, из 13 членов комиссии — 2 воздержались, 5 голосовали "за", 6 "против". Отказ был мотивирован тем, что Андрея обвинили в поддержке дивизии СС “Галичина”, в идеологической близости к Гитлеру и в том…что он мог сделать для спасения евреев больше.

После очередной неудачи 2007-го, еврейская община Украины, в
мае 2008 признала Шептицкого праведником. “Мы хотим отдать должное человеку, который спас сотни евреев”, сказал главный равин Украины, Моше Реувен Асман, "мы должны бороться не только с антисемитизмом, ксенофобией, но и помнить героев, рассказывая о них подрастающему поколению”.
В память Андрея Шептицкого, возле синагоги Бродского в Киеве было посажено “Древо Жизни”. В ноябре 2013-го, Андрей Шептицкий посмертно был удостоен, Анти-Диффамационной Лигой, награды имени Яна Карского за отвагу в спасении украинских евреев.

В чём же загвоздка с “Яд Вашем”?
Начну с того, что на протяжении более 20 лет (с 1972 по 1993) директором "Яд Вашем" был Ицхак Арад (Рудницкий) — партизанивший мальчишкой в литовских лесах, ставший в последствии бригадным генералом ЦАХАЛ. Биография казалось бы безупречная, но присмотревшись внимательнее обнаруживаются очень неприятные моменты. Например факт, что после освобождения Литвы, отряд "Вильнюс", в котором партизанил Арад, стал подразделением войск НКВД, и был задействован в войне с литовскими "Лесными братьями" и польскими партизанами, боровшимися против повторной советизации края. Ну и наконец резкая критика Арадом в 2010 году присвоения звания Героя Украины Степану Бандере ставит под большое сомнение непредвзятое отношение Арада к номинациям и номинантам в "Яд Вашем".
Это в годы его директорства львовский ОЕК им.Шолом-Алейхема дважды подавал заявление о присвоении митрополиту Шептицкому звания “Праведник Народов Мира”, но не получил даже формального ответа. Все решения "Яд Вашем" по этому вопросу основывались не на фактическом материале, а на "политической целесообразности" соответствующей политическим взглядам директора.
Эти взгляды разделяло немало сотрудников, в частности, Арон Вайс бывший одним из ключевых научных сотрудников "Яд Вашем". Вместе со своим братом Шевахом (председателем кнессета и председателем совета директоров самого "Яд Вашем") они были видными активистами левой партии "Авода". По происхождению они с Галичины, всю их семью спасли из гетто соседи-украинцы, которые по настойчивым просьбам семейства Вайс были признаны Праведниками Народов Мира. Но личная порядочность обоих в вопросе митрополита Шептицкого не смогла преодолеть их политической ориентации.
Как только вопрос касался украинских националистов и симпатизирующих им, то Арон Вайс и Ицхак Арад мгновенно из ученых превращались в левых политиков.
Помимо официоза, в Израиле находились и другие ярые противники присвоения Шептицкому звания "Праведник". Например Анатолий Кардаш написавший целую анти-митрополитную статью! "...Спасённая еврейская душа, разве не ведёт она в Праведники? — мог бы в который раз спросить Д. Кахана. Я. Сусленский вздыхает: «Кахана, бывший главный раввин израильских военных лётчиков сложил оружие». А мне представилось: раввин Кахана видит А. Шептицкого поглядывающим с того света на возню вокруг своего имени с улыбкой то ли укоризненной, то ли иронической, то ли даже горькой… Потому что митрополиту, Кахана знает, предстоит замаливать грех сделки с дьяволом...".
Товарищ Кардаш уже присоединился к митрополиту Шептицкому, но надеюсь, грубость и хамство бывшего сотрудника "Яд Вашем" будут прощены там, куда он ушёл....
№4 — Вопрос дивизии СС "Галичина", поскольку он является краеугольным и для дела Андрея Шептицкого и для общего понимания вопроса — я выделяю в отдельную статью. Здесь же только укажу, что какое бы отношение не было бы к с самой дивизии, никакого благословения митрополит не давал.
Вот свидетельское показание (Михаил Демкович-Добрянский украинский обшественный деятель, журналист, историк):
" Я, підписаний Михайло, син Івана і Марії Демкович—Добрянських, складаю оцю присягу на святий Хрест і Євангеліє. Моєю присягою хочу підтвердити мою заяву про те, що митрополит Андрей не уділив свого благословення дивізії «Галичина», що поголоски про таке благословення неправдиві. Бо не відповідають дійсності. Слуга Божий Андрей, що стосується дивізії «Галичина», висловився двома актами:
1. Позитивно визнав потребу української збройної формації.
2. Призначив 12 військових капеланів під проводом о. Василя Лаби — професора Богословської академії, який раніше (в Австрійській армії і в Галицькій армії) був капеланом.Ані в часи, коли творилася дивізія, ані пізніше ніхто з українських діячів, які мали близьке відношення до дивізії, не знав нічого про благословення митрополита для дивізії "Галичина", бо такого акту не було. Багато визначніших громадян висловлювались про потребу військової формації, найвиразніше
сформулював це Дмитро Паліїв. Його версію Володимир Кубійович (голова УЦК прим. І. Б.) приписав митрополитові. Але від позитивного визнання потреби української збройної формації до благословення дивізії досить далеко. Коли в половині 70-х років офіційний постулятор Ватикану передав українському постулятору близько 50 запитань у зв’язку з діяльністю митрополита, отці Хома і Музичка передали мені для опрацювання понад 20 тем, решту дали о. Івану Гриньохові. Ані серед моїх, ані серед його тем не було згадки про благословення дивізії «Галичина». Ватиканський постулятор не міг би цього не згадати."
Михайло Демкович—Добрянський, // Патріархат. — 1999. — № 7-8 (343-344)”

Заключение:
Роман (митрополит Андрей) — умер 1 ноября 1944 года во Львове после осложнения болезни (приблизительно через 3 месяца после взятия города советскими частями).
Казимир (архимандрид Климентий) — в 1947-м, его, 78-летнего старика арестовало НКВД в келье во время вечерней молитвы и после года следствия, унижений, допросов и принуждений подчинится РПЦ, приговорили к 8-и годам заключения. Умер Климентий 1 мая 1951 года в печально известном Владимирском Централе.
В 1996-м году Климентию Шептицкому было присвоено в Израиле звание “Праведника Народов Мира”. 27 июня 2001 года, Климентий был провозглашён папой Иоанном Павлом II — Католическим святым.
Станислав — в 1923 году был назначен министром обороны Польши, но оскорблённый Пилсудским после государственного переворота в мае 1926 года, вызвал последнего на дуэль, однако маршал не принял вызов. После этого Шептицкий подал в отставку с воинской службы. После отставки проживал в Кракове, политической деятельностью не занимался. Занимал должность президента Национальной ассоциации нефтепроизводителей. Что характерно, во время 2-й мировой войны, участия в движении сопротивления не принимал. В конце войны, 78 летний генерал вступил в ряды Армии
Людовой, также он был назначен главой совета Красного Креста в коммунистической Польше — этот пост он занимал с 1945 по 1950 год (до своей смерти).
Леон — вместе с женой Ядвигой, и прислугой (всего 13 человек) 27 сентября 1939-го были расстреляны НКВД в родовой усадьбе Шептицких. Сын Льва, племянник Андрея и Климентия, Анджей-Мария-Станислав-Александр, подпоручник Войска Польского весной 1940-го стал одной из жертв Катынскогого преступления НКВД.
Такая вот история семьи Шептицких — история служения своему народу без пафоса и с честью…
Alik Gomelsky


* * *
Наталія СЕНЬКІВСЬКА
Митрополит Андрей: життєпис у ретро-світлинах.
Tags: ликбез для имперастов
Subscribe

promo urb_a june 20, 2014 14:13
Buy for 200 tokens
Поскольку от российского "СУПа", контролирующего livejournal.com, вполне можно и нужно ждать цензуры, в т.ч. и в такой форме, как безосновательное закрытие украинских блогов и сообществ, то должен уведомить вас, что в случае закрытия данного сообщества или вашего личного блога, вы можете вновь…
  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your IP address will be recorded 

  • 21 comments